Найдём в тексте предложения с прямой речью и объясним в них расстановку знаков препинания:
1) "Откуда же взялись почки на пне?" - недоумевал Никита.
Схема: "П?" - А. Тире: прямая речь перед словами автора.
2) Лесник
объяснил: "Эти почки появились давным-давно на маленьком дубочке, но
долго спали. Ведь живительная влага струилась из земли к верхним почкам.
Гроза сломала дуб, сок из земли хлынул к нижним почкам, разбудил их. И
вот на пне зеленеет буйная листва".
Схема: А: "П". Двоеточие: прямая речь перед словами автора.
Выпишем из текста глаголы, группируя их по вопросам
ЧТО СДЕЛАЛИ?: взялись, появились.
ЧТО СДЕЛАЛА?: сломала.
ЧТО СДЕЛАЛ?: спилил, объяснил, хлынул, разбудил.
ЧТО ДЕЛАЕТ?: зеленеет.
ЧТО ДЕЛАЮТ?: вырастают.
ЧТО ДЕЛАЛИ?: спали.
ЧТО ДЕЛАЛА?: красовалась, струилась.
ЧТО ДЕЛАЛ?: недоумевал.