Священное писание уделяет много внимания человеческим ужасам. 2. Философы, которые специально изучили природу ужаса, -Шеллинг, Кьеркегор, Уайдлер опирались прежде всего на Библию. 3. Обыденное сознание зачастую уверено, что религия держится на ужасе наказания. 4. Картины ада обязаны устрашать, задерживать от греха. 5. Система обычная будешь хороший, добрый, — попадёшь в рай. 6. Плохой в ад. 7. Ужас постоянного огня, пыток должен делать человека лучше. 8. Нравственность диктуется страхом. 9.Такое упрощение не укрывает причин религиозной веры. 10. Выручает не ужас расправы. 11. Спасает вера в Бога, любовь к нему. 12. Религиозный человек опасается не ада, не Геенны огненной, он побаивается Господа. 13. Ужас Божий связан не с наказанием, верующего останавливают ужас и стыд потерять Божию любовь. 14. Для верующего этот ужас сильнее котлов с кипящей смолой, в которых его обещают без конца варить. 15. Обыденный человек это арена борьбы добра и злобна, страха и отваги. 16. Их поединки у каждого проходят по собственному. 17. Добиться свободы можно, только преодолев ужас. 18. Одни отходят перед насилием, перед могуществом зла, его искусом, приобщаются к забитому большинству, которое так нужно власти. 19. Другие вступают в борьбу за себя, за свою человечность. 20. И те, кто не призывает Господа, сражаются в одиночку, дерутся с переменным фуррором, но не заканчивают своей борьбы. 21. Не пассивное приятие судьбы, — свобода приходит к ним как активное приятие всей ответственности за свою судьбу. 22. Быть самим собою, к чему бы это ни привело, — в этом смысле человек богоподобен. 23. И эта свобода трудна и трагична, ибо не на кого и не на что перекладывать бремя ответственности за свои поступки.