Все мы вышли из гоголевской шинели.
Авторство ошибочно
приписывается Ф. М. Достоевскому, который однажды произнес эту фразу в
беседе с французским литератором Э. де Вогом. Последний понял ее как
собственные слова писателя и так ее и привел в своей книге «Русский
роман» (1886).Но в действительности эти слова принадлежат, как доказал
советский литературовед С. А. Рейсер французскому критику Эжену Вогюэ,
опубликовавшему в «Rftvue ties deux Mondes» (1885. № 1) статью о
Достоевском. В ней он говорил об истоках творчества этого русского
писателя.В настоящем виде это выражение вошло в оборот после того, как и
России вышла книга Эжена Вогюэ «Современные русские писатели. Толстой —
Тургенев — Достоевский».
Творчество Гоголя чрезвычайно обогатило
русскую литературу, раздвинуло рамки художественного
изображения.Социальный пафос, «демократизм и гуманизм», обращение к
массовым, повседневным явлениям, создание ярких, эмоциональных и
социальных типов, соединение лирико-патетического и
гротескно-сатирического изображения жизни — эти гоголевские черты были
активно подхвачены молодыми писателями 40 -х годов XIX века. Но Гоголь
оказал также большое влияние и на дальнейшее развитие русской
литературы, «отозвавшись» в творчестве самых различных ее представителей
— от Достоевского и Щедрина до Булгакова и Шолохова. Писатель не
ошибся, говоря о своем «пророческом даре», о способностях поэтически
предвидеть грядущее и великие перемены национальной жизни.Читая повести
Гоголя, мы не раз вспоминаем, как останавливался перед витриной
незадачливый чиновник в картузе неопределенной формы и в синей шинели со
старым воротником, чтобы поглядеть сквозь цельные окна магазинов,
блистающих чудными огнями и великолепной позолотой. Долго, с завистью,
пристально разглядывал чиновник различные предметы и, опомнившись, с
глубокой тоской и стойкой твердостью продолжал свой путь.
«Шинелью»
Н.В.Гоголь положил во всей мировой литературе начало защите «маленького
человека» от несправедливости господствующего общества. Гоголевское
направление в искусстве стали называть натуральной школой. Повесть
«Шинель» положила начало этому направлению.В.Г.Белинский, выступавший
горячим сторонником натуральной школы, подчеркивал ее связь с
идейно-художественными принципами гоголевского реалистического
творчества, утверждая плодотворное влияние гоголевской школы на
современную русскую литературу. Влияние «Гоголевского направления» на
дальнейшие судьбы русской литературы свидетельствовало о победе
материалистической эстетики над идеалистической, что благотворно
сказывалось на развитии русского реалистического искусства.