ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!
Пришла телеграмма, Пришла телеграмма —
Слов — меньше десятка. И боль отлетела...
Но вдруг поседела В строчках коротких
Упрямая прядка... Она уместилась.
Пришла телеграмма — Пришла телеграмма —
Лицо посветлело. И жизнь изменилась.
(Ф. Васильев)
1) Телеграмма. 2) Слово — это тоже дело. 3) При¬шла телеграмма... 4) Пришла телеграмма — и жизнь изменилась.
Б).Укажите средство связи предложений.
Вокруг города по низким пологим холмам раски¬нулись леса. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по бере¬гам. Сосны всё время тихонько шумели.
(Ю. Казаков)
1) Лексический повтор. 2) Местоимение. 3) Сино¬нимы. 4) Однокоренные слова.
В).Определите стиль речи.
- Мама, мама! Ты посмотри, какая забавная собачка: вся голенькая, а грива, как у льва.
- Это, Машенька, пудель. Он не сам по себе такой, это его так постригли.
1) Художественный; 2) Научный; 3)Деловой; 4)Разгоаорный.
Часть II
А).Укажите имена существительные.
1) Они. 2) Всходы. 3) Теплота. 4) Яблочное. 5) Тру¬сость. 6) Нянчит. 7) Вождение. 8) Обедают.
Б).Укажите глаголы.
1) Пение. 2) Стеречь. 3) Топот. 4) Вертлявый. 5) Синеет. 6) Буду. 7) Звон. 8) Имели.
В).Укажите, в каких случаях морфологические призна¬ки существительных указаны неверно.
1) Тополь — сущ. жен. р. 2) Фасоль — сущ. жен. р. 3) О молодёжи — сущ. 2-го скл. 4) У де¬вочки — сущ. в предл. пад. 5) В роще — сущ. в род. пад. 6) В зелени — сущ. 3-го скл.
Г).Укажите, в каких случаях морфологические призна¬ки глаголов указаны неверно.
1) Читал — глаг. сов. вида. 2) Пробежал — глаг. сов. вида. 3) Гнать — глаг. II спр. 4) Увидел — глаг. несов. вида. 5) Дышать — глаг. I спр. 6) Пи¬лить — глаг. I спр.
Д).Укажите словосочетания.
1) Вьётся вьюга. 2) По зеркальцу как хлопнет.
Воротился царь-отец. 4) Приветливо шутила.
Е) Укажите побудительные предложения.
1)Как ты себя чувствуешь? 2) Хорошо весной! Принеси мне книгу. 4) Ко мне пришёл друг.
Ж) Укажите предложение с обстоятельством.
1) Корабль ушёл в море. 2) Я играю на пианино.3)Девочка была прилежной.
З).Найдите сложные предложения.
1)Дверь тихонько заскрипела, и в светлицу входит царь...
2)Пушки с пристани палят, кораблю пристать ве¬лят.
3)Гости князю поклонились, вышли вон и в путь пустились.
4)В кухне злится повариха, плачет у станка тка¬чиха.
5)Я знал, когда приедет друг.
(А. Пушкин)
Часть III
А). Укажите слова с непроверяемой гласной корня.
1) Пшеница. 2) Ослепительный. 3) Обогреватель. 4)Вокзал. 5) Железный. 6) Поразительный.
Б).Укажите слова, в корне которых пишется о.
1) Взр..слеть. 2) Взбодриться. 3) Располагаться. 4) Р..стение. 5) Прол..жить. 6) Д..бротный.
В.Укажите слова, в корне которых пишется а.
1) Предложение. 2)Подр..сти. 3)Р..стущий. 4)Р..сток. 5) Прилагательное. 6) Пол..жда.
Г).Укажите слова, в которых пишется ё после шипя¬щих.
1)Ш..в. 2)Ш..пот. 3) Грач..м. 4)Деш..вый. 5) Ку¬мач., вый. 6) Ч..рненький.
Д).В конце каких предложений следует поставить во¬просительный знак?
1) Посмотри, как он хлопочет 2) Что, Соколко, что с тобою 3) Чего тебе надобно, старче 4) Будь нам милая сестрица.
Е).Укажите, где перед союзом и необходима запятая.
1) Всё веселее светит солнце и природа пробужда¬ется от спячки. 2) Бурно тают снега и весёлыми ручь¬ями бегут по улице. 3) Радостно суетятся птицы и на-полняют воздух своим гомоном.
Ж).Укажите, в каких предложениях есть обращения, и выделите их запятой.
1) Пригрей солнышко землю! 2) Солнышко пригре¬вает землю. 3) Друг мой пришёл на помощь. 4) Помо¬ги мне друг мой!