Ребята решили сказать бабушкам, что сходят порыбачить, а сами незаметно возьмут лодку и отправятся в опасное путешествие по озеру Талкас к острову Урта-Таш. Кыдырас рассказывает о своём удивительном и сказочно прекрасном городе, краше которого только Москва. Вечером Юлдаш получает письмо от отца, из которого узнаёт, что папу переводят в город Октябрьский и они с семьёй скоро туда переедут.
Юлдаш хотел сообщить об этой радостной новости утром, они смогут продолжить свою дружбу, возможно даже станут одноклассниками.
** следующий день занятый мыслями об опасном путешествии Юлдаш совсем забыл о письме. Да и Кыдырас болтал без умолку, не давая вставить слово. Юлдаш предложил сходить ** ферму к бабушке, вдоволь напиться свежего кумыса. Сначала друзья искупались в реке. После - зашли ** колхозную пасеку, но Ибрагим-бабай никогда не угощал колхозным мёдом, только своим, домашним. Дальше ребята направились в колхозный сад, где работники собирали смородину ** завтрашний базар. Увидев мальчиков, попросили помочь и разрешили поесть ягод. Путь к бабушке лежал через козью ферму, где работала её невестка. Бабушка снова отчитывала невестку за то, что та не хочет продолжать её ремесло – кумысоделие, а возится с «никчёмными» козами. Женщины заметили мальчиков и вместе двинулись ** ферму. Впереди шли бабушка с Кыдырасом, громко хохоча, а позади невестка рассказывала Юлдашу о своём любимом чёрном козлике, который сейчас сломал ногу и ей приходится кормить его из рук. Напившись кумыса, ребята вернулись домой. Кыдырас достал курай и продолжил учиться играть ** нём, но Юлдаш видел, что Кыдырасу никогда не стать хорошим кураистом, а сказать ему об этом он не решился и ушёл к себе. Достал радиосхемы и продолжил собирать для бабушки детекторный приёмник.
Вернулась бабушка, Юлдаш надел ** неё наушники и установил волну ** уфимское радио, бабушка с удовольствием послушала песни и ушла готовить ужин. После ужина Юлдаш хотел услышать сказку из уст бабушки, но она решила рассказать легенду про остров Урал-Таш. Что ** нём имеются залежи золота, и как жадный помещик Брагин там погиб, но тела так и не нашли…
Наступило долгожданное утро. Мальчики проснулись, собрались (взяли удочки и котелок) и двинулись в путь. И вот они подошли к озеру. По дороге ребятам погрозил кулаком какой-то дядька из видневшегося ** берегу дома отдыха, предупреждая об опасной затее. Кыдырас начал вспоминать, что тётя говорила про внезапные бури как ** море. Юлдаш с удивлением спросил: «Может останемся?» Кыдырас ответил, что согласен ехать, только неловко, что бабушку Юлдаша обманули. Юлдаш напомнил, что они договорились по возвращении во всём признаться.
Ребята доплыли до острова. По дороге Кыдырас рассказывал про удивительное кипящее озеро в Октябрьском (потом выяснится, что это всё он выдумал, чтобы похвастаться), про то, что он хочет стать настоящим моряком. Наловили полкотелка. Проголодались, решили сварить уху, поесть, и снова наловить полный котелок, чтобы порадовать бабушку Юлдаша её любимой свежей рыбой. Рыбаки опустошили котелок, за едой Юлдаш рассказал о своём переезде. Кыдырас залился краской, подскочил как ошпаренный и побежал к удочкам. Юлдаш расстроился, что Кыдырас никак не выразил своей радости…
Отмыли котелок, и рыбалка продолжилась. С горы Ирендык начал дуть ветер, поднимая волны ** Талкасе. Ребята решили наполнить котелок до краёв, чтобы бабушка не сильно ругалась за обман. Когда оставалось совсем немного до горлышка, из-за бури клёв стал хуже, можно было поискать защищённую от ветра заводь, но Кыдырас начал торопливо сматывать удочки.
Сели в лодку, её мотало как осенний лист ** ветру. Юлдаш, стараясь перекричать волны, просил Кыдыраса держать крепче руль, а сам пытался направить лодку поперёк пенистых волн. Кыдырас, закрыв лицо руками, простонал «Тонем, тонем! Конец!» и сполз ** дно лодки. Юлдаш понял, что ему одному придётся справляться за двоих. Через некоторое время Кыдырас приподнялся – он думал, что их лодку до сих пор крутит в середине озера, но, увидев берег, вскочил ** ноги и закричал «Берег!». В этот момент о борт ударила волна и мальчики упали в воду. Первым вынырнул Юлдаш, оглянулся, но Кыдыраса нигде не было, ** зов никто не откликался. Схватившись за лодку, Юлдаш заглянул в неё, ожидая увидеть друга, но там было пусто. Услышав вдалеке тихое «Э-эй!», Юлдаш сел в лодку и поплыл к другу, до него было метров сорок. Кыдырас, увидев, что друг плывёт к нему, направился навстречу. Через несколько минут посиневший от холода Кыдырас сидел ** дне лодки. Ребята не расстроились потере удочек и улова, радуясь своему спасению. ** берегу они снова встретили того ругающегося дядьку, Кыдырас сразу убежал. А Юлдаш не успел сообразить и был схвачен за ухо. Мальчик честно назвал свои имя и фамилию, имя отца, после чего мужчина уточнил – не внук ли он уважаемой в ауле бабушки Зулейхи, получив утвердительный ответ, продолжил расспрашивать о его напарнике, но Юлдаш ответил, что ничего о нём не знает. Мужчина не поверил и напомнил, что тот предал его, а он выгораживает. Юлдаш промолчал, затем спросил, - может ли продолжить свой путь?. Дядька извинился, отпустил мальчика и сказал, что теперь будет рад видеть его у себя ** озере.
По дороге Юлдаш смотрел по сторонам, надеясь встретить Кыдыраса. Он вдруг почувствовал себя одиноким. Ему стало грустно, он понял, что не видел родителей всё лето и очень по ним соскучился. Переступив порог дома, встретил отца. Переоделся, за чаем рассказал о своих приключениях и заснул ** коленях у папы под голос отчитывающей его бабушки.
Проснулся мальчик под голоса отца и бабушки, собирающей гостинцы…
Через месяц Юлдаш уже жил в Октябрьском. Родителям пришёлся по душе новый город. Юлдаш любил перемены, но сейчас ему было невесело. Правда, Октябрьский оказался больше и красивей Ишимбая, но там остались одноклассники, любимая школа и учителя…А здесь даже Кыдырас ещё не вернулся из аула. Правда, после их приключения ** Талкасе, восхищение другом немного поостыло. Он понял, что Кыдырасу далеко до того смелого, удалого джигита, которым он показался поначалу. Он просто болтливый и трусоватый мальчишка. Юлдаш не любил пустых хвастунов, но сейчас, в незнакомом городе, он был бы рад и ему. Нетерпелось увидеть таинственное озеро…
Самое интересное, что мальчики будут жить не только в одном городе, но и ** одной улице и, больше того, в одном дворе. Окна их квартир смотрят прямо друг ** друга.
Отец предложил прокатиться ** машине по городу. Сначала доехали до школы, затем папа показал больницу, клуб нефтяников. Дорога лежала через Нарыш-Тау, слева внизу вилась река Ык, а справа виднелась гора Туркмен-Тау. Чем выше они поднимались в гору, тем чаще попадались пирамидальные вышки буровых. «Нравится?» - спросил отец. «Очень!» – прошептал Юлдаш, но я хочу увидеть озеро в сосновом бору. Отец расхохотался и ответил, что его не существует. Такая чудесная поездка была вконец испорчена. «Ну, погоди, обманщик! Дай только встретиться с тобой, я тебе покажу, как меня обманывать…Так проучу – ** всю жизнь запомнишь!..» - повторял про себя Юлдаш.
Мама Юлдаша часто рассказывала историю, как однажды, когда сыну было всего шесть лет, она, вернувшись с работы, увидела, что её любимый фикус, который она так заботливо и долго выращивала, лежит сломанный ** полу. Ребёнку досталась изрядная трёпка, но он не выдал соседского мальчишку, заходившего поиграть. И извиняться Юлдаш тоже не хотел, потому что не чувствовал вины. «Весь род ваш такой упрямый!», - заканчивала мама свой рассказ, обращаясь к мужу. Отец гладил сына по голове, приговаривая: «Надеюсь, что и Юлдаш у нас вырастет честным, справедливым и смелым, настоящим джигитом…Твёрдый характер – лучшее украшение мужчины!».
Утром Юлдаш вышел ** крыльцо и устроился ** ступеньках с интересной книгой. «Юлдаш!» - внезапно послышался голос Кыдыраса. «Идём играть в волейбол, ребята уже наверное собрались», - продолжил он как ни в чём не бывало. Юлдаш ответил, что не хочет. Кыдырас удивился, потому что в ауле Юлдаш ему никогда не отказывал.
Кыдырас позвал собаку. Клубок начал выполнять команды, но Юлдаш не отрывался от книги. Вдруг Кыдырас оглушительно свистнул в ухо безмятежно дремавшего пса, испуганная собака с визгом бросилась в сторону, а Юлдаш бросил в сторону приятеля холодный, презрительный взгляд, встал и направился в палисадник. Указывая рукой ** Юлдаша, Кыдырас закричал: «Клубок, возьми его! Хватай за пятки!». Пёс бросился к Юлдашу и уцепился за носок ботинка. Растерявшийся Юлдаш дёрнул ногой отшвырнул собачонку. «Эй, ты! Как ты смеешь бить мою собаку? Думаешь, приехал из Ишимбая, так можешь задирать нос? Да?», - закричал Кыдырас. Сжав кулаки, он приготовился к бою. Откуда ни возьмись появились соседские мальчики и начали подначивать Кыдыраса ударить Юлдаша. Кыдырас драться умел, крепкие ноги не раз его выручали. Несмотря ** то, что Юлдаш выше ** целую голову, он ударил его в грудь. Юлдаш уничтожающе посмотрел ** недавнего приятеля и громко, чтобы все услышали, произнёс: «С трусами не дерусь!». И, отодвинув в сторону растерявшегося противника, спокойно направился за дом. Кыдырас покраснел, не смея поднять глаз. «Лучше бы меня ударил, лучше бы избил… - думал он. Кыдырас остался один в опустевшем дворе, только Клубок тёрся у ног и заглядывал в лицо. «Пошёл ты!» - вдруг злобно произнёс Кыдырас и изо всех сил пнул собаку ногой. С жалобным воплем пёс вылетел за ворота…
Приближалась осень. В противоположном углу двора, устроившись ** скамейке под раскидистым тополем, Юлдаш и двое соседских мальчишек разучивали песню ** баяне. ** Юлдаше были новые чёрные брюки, белая рубашка и алый пионерский галстук. Кыдырас пожалел, что не захватил свой курай из аула, он хотел подойти и попеть, но после драки старался не встречаться с Юлдашем. Недалеко играла младшая сестрёнка Кыдыраса Анисэ. Он подошёл к ней и начал дразниться. Она спешно собрала игрушки и направилась к дому. Кыдырас выхватил из её рук куклу за льняные волосы и подбросил вверх. Девочка заплакала и позвала маму. «Отдай куклу!» - послышалось за спиной Кыдыраса. От неожиданности пальцы разжались и выронили куклу. «Ты чего? Тебе какое дело? Кто ты такой, чтобы лезть?» - крикнул он, слегка заикаясь. Покраснел и попятился назад. Первый испуг прошёл и Кыдырас приготовился к драке. «Я пионер. А пионер не должен давать в обиду маленьких!», - ответил Юлдаш и приготовился дать отпор.