Право является одной из важнейших общечеловеческих ценностей.
Наука
о ценностях называется аксиологией (от греч. axios — ценность, logos —
учение). Она рассматривает реальность с точки зрения значения различных
способов бытия человека, без которых он утрачивает человеческое.
К
величайшим духовным ценностям человечества относятся сущностные
характеристики права: свобода, равенство и справедливость, что позволяет
выделить правовую аксиологию в самостоятельный раздел учения о
ценностях. Да и само право выступает важнейшей ценностью и элементом
общего блага. В самом общем виде под общим благом в истории общества
понимали то, что имело для человека положительное значение,
положительный смысл.
Общее благо в юридическом
контексте можно понимать как феномен, возникающий в результате
функционирования права как социального института. По своей сути оно
обозначает качественные характеристики вещи или явления как
общечеловеческой ценности. В философско-правовом осмыслении общего блага
выделяют следующие его сущностные свойства.
Общее
благо — это ценность, которая является значимым для людей в культурном,
общественном и личностном отношении. Общее благо как высшая добродетель
существовало, существует, и будет существовать, пока существует
человечество. Вне человека общее благо лишено смысла.
Общее
благо — это общечеловеческая ценность. Это означает, что его требования
распространяются и признаются всеми людьми, независимо от пола,
возраста, этнической или религиозной принадлежности. В таком
общечеловеческом смысле общее благо выступает неким эталоном, с которым
соизмеряются другие ценности или поступки людей.
Общее
благо — это высшая ценность. Оно обладает всеми характеристиками,
которые присущи высшим ценностям, и, прежде всего, неутилитарностью,
т.е. ценность общего блага определяется не его практическим применением
для чего-либо иного, а все иное, напротив, приобретает значимость лишь в
контексте общего блага. В правовой сфере общее благо является
предельной ценностью. Все остальные правовые ценности — свобода,
равенство, справедливость, право, закон и др. — не более чем
субценности, служащие для его достижения.