Ответ:
Центральный Казахстан в период раннего железа
В Центральной Азии находятся огромные пространства, издревле населявшиеся кочевниками. Если взглянуть сверху, с высоты птичьего полета на степи, то можно увидеть широкую полосу холмистой местности. Это пространство именуется казахами Сарыарка.
Горные отроги Тарбагатая на востоке, вытянутая низменность Торгая на западе окружают Сарыарку. Внутри этой страны на север несут свои воды реки Оленты, Селеты, Есиль (Ишим), Нура, Куланотпес. В обратном направлении, на юг, текут реки Аягоз, Каратал, Жамши, Мойынты, Сарысу, Сарыкенгир, Ка-ракенгир. Все они берут начало в едином устье. Сарыарка является крупным водоразделом.
Территорию Центрального Казахстана составляют земли современной Карагандинской области.
Письменных данных о древних жителях Центрального Казахстана сохранилось мало. В трудах Геродота об этом регионе упоминаются аргиппеи и исседоны. Современные ученые установили, что на северо-западе Сарыарки жили аргиппеи, в центре – исседоны, на востоке – аримаспы.
Жители степи разводили коней, овец и верблюдов. Выбор на эти виды животных пал не случайно. В здешних климатических условиях именно эти виды животных могли зимой самостоятельно добывать корм из-под снега.
Многие работы, такие как стрижка, рытье колодцев, дойка, охрана скота, уход за молодняком, выполняли сообща. Кочевники занимались также охотой, собирательством, промыслами.
Памятники раннего железного века Центрального Казахстана представлены курганными могильниками. Для этого региона характерны так называемые курганы с «усами».
По мнению некоторых ученых, они играли роль Маяка в степи. И в самом деле, курганы с «усами» построены под определенным углом и определяют стороны света – юг, север, восток, запад.
Памятники раннего железного века Сарыарки относятся к Тасмолинской культуре.
Тасмолинская культура, археологическая культура эпохи раннего железного века, распространённая главным образом на территории Центрального Казахстана. Названа по урочищу Тасмола в Екибастузском районе Павлодарской области, где раскопан типичный для этой культуры могильник. Погребальные сооружения Тасмолинской культуры состоят обычно из большого кургана и примыкающего к нему малого, от которого отходят на Восток «усы» – две каменные дугообразные гряды длиной от 20 до 200 и более м. Основной курган заключает в себе погребение – трупоположение головой на Север в овальной могильной яме, перекрытой каменными плитами; под насыпью малого кургана, как правило, находится конский скелет и глиняная посуда.
Встречаются четыре вида курганов с «усами». К первому виду относятся малые курганы, выложенные с восточной стороны от большого кургана. От восточной стороны малого кургана отходит каменная цепочка, напоминающая «усы». При втором виде два кургана строились с юга на север в одном ряду, и от каждого от них, с южной и северной сторон на восток отходят каменные дуги – «усы». Третий вид –- это когда сначала строился один большой курган, а затем на нем возводили малый курган. От восточной стороны большого кургана отходит «ус». Четвертый вид схож с третьим, т.е. он состоит из двух курганов, построенных друг на друге. Границу между двумя курганами можно отследить только в ходе раскопок.
В одном из курганов хоронили человека, а в другом - его верховую лошадь. Коня приносили в жертву покойному и тоже погребали под курганной насыпью. Этот древний обычай сохранился у казахов Восточного Казахстана, где существует традиция –оставлять на могиле умершего голову принесенной в жертву лошади.
Курганы с «усами» являются самобытным памятником древнего Казахстана. Вообще, курганы с «усами» являются наиболее часто встречающимися памятниками эпохи раннего железа в Центральном Казахстане. Подобные курганы с «усами» в последнее время стали находить и в Северном, Восточном Казахстане, а также в южных регионах страны.
Объяснение: