В стихотворении писатель сопоставляет исторический и естественный пласт. Через метафоричные образы перемены времён года, появляется значимый момент в разработке исторического течения.
Тема смены времён года прослежен в произведении перечнем образов осени и суровой погоды: «капризное небо», «грязь непроезжая», «домишки в озерах очутятся», также образов зимы: «север строгий», «ближайшая метель», «росчерки полоза санного», «блеск заморозков оловянный». Осень и зима обнаруживаются в непрерывной оппозиции друг с другом.
Образ книги раскрывает следующую тему в текте – это творческая деятельность, которая воплощена в образе «нив алфавиты» и словосочетания, имитированного под «Повесть временных лет» – «сим победиши». Это говорит о замятии литературной ценности, о непрестанности русской истории.
Особенностей авторской орфографии и пунктуации при первичном чтении и анализе не выявлено.
II. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ТЕКСТА:
Рассматривая фонетический уровень текста, отметим, что в первой строфе есть аллитерация. Идёт повторение согласных звуков Р, Ж, З: «зима приближается», «сызнова», «грязи непроезжей», «капризного». Такие огрубелые повторения создают беспокойное состояние, но далее смягчаются звучащими в тексте сонорными Л, М, Н: «люблю», «далекие», «листанней», «прелесть», «метелью», «рукоделье». Также постепенно идёт смена беспокойных мотивов на более равномерные, которые усиливаются ассонансом. В финале текста повторяются звуки А, О.
В следующей строфе произведения мы можем наблюдать звук У, находящийся под ударением, который можно сравнить с гудящим ветром: «закурятся», «трубы», «распутицы», «жизнелюбы», что указывает на чувство неприютности. В последней части стихотворения мелодия произведения сменяется и делается мягче и умиротворённее.
Если же мы рассмотрим лексический уровень текста, то здесь мысль переломе выражается ярче. Здесь воплощаются иные интонации благодаря эмоционально-окрашенным единицам. Сначала мы испытываем чувства пугливости. Это помогают нам прочувствовать такие эпитеты: «капризный», «непроезжий», «холодный», «строгий», «захолустный», «тяжелые».
Далее мы ощущаем спокойствие благодаря таким словам: «задушевнее», «прелесть», «жизнелюбы», «блеск».
Цветопись также способствует увидеть и делает сильнее противоборство времён года. Это мы можем проследить с помощью таких слов: «грязь», «ночь», «черный», «белый», «полоз санный». Здесь мы видим противопоставление черного цвета, белому. Это позволяет нам утверждать, что природа уходит уже от темного, мрачного состояния к чему-то свежему, лёгкому, чистому.
Пастернак в тексте использует акказианальную лексику: «серебристо-ореховый».
Ряд сравнительных оборотов: «как крышей», «как рукоделье».
Также в произведении автор употребляет ономастические единицы, которые имеют существенное значение в тексте. Чайковский, Чехов, Левитан – значительные имена в культуре России. Именно в культуре, традициях автор видит источник живой силы и стойкости русского духа. Совершенно неспроста автор говорит о жильцах русской деревни, как о «жизнелюбах». Говоря о наступлении зимы, писатель сопоставляет её начало с развитием нового времени в историческом плане России.
Таким образом, проанализировав фонетические, лексические и изобразительно-выразительные единицы, можно сделать вывод о том, что благодаря выявленным противопоставлением автор довольно чётко сумел показать идею переходности и перелома.
I
,
Объяснение: