1. Верно ли, что язык – иерархическая система подчинения? Аргументируйте свой ответ.
2. Верно ли, что литературный язык – универсальная форма национального языка? Аргументируйте свой ответ.
3. Слово ПРИШКОЛЬНЫЙ является мотивированным языковым знаком? Аргументируйте свой ответ.
4. Верно ли, что социальный диалект включает: жаргон, сленг, арго? Аргументируйте свой ответ.
5. Речь – индивидуальное проявление языка? Аргументируйте свой ответ. 6. Докажите, что язык – знаковая система.
7. Раскройте основные характеристики литературной формы языка.
8. Метаязыковая функция – это...
9. Языковой консерватизм, проявляющийся в стремлении сохранить язык в неприкосновенном виде, оградить его от влияния других языков и новообразований – это ...
10. Объясните понятие «языковая норма».
11. Чистота речи – это...
12. Придумайте 3 примера, в которых бы нарушалось такое качество речи как точность. Объясните ошибку и исправьте ее.
13. Речевой этикет предусматривает очередность приветствия. Если общение происходит между а) мужчиной и мужчиной, б) женщиной и женщиной. Как распределяется очередность приветствия? Укажите все возможные ситуации.
14. Придумайте по 3 примера, в которых уместны различные речевые формулы приветствия и прощания.
В предложениях 15-20 найдите ошибки, укажите, какое качество речи они нарушают, исправьте их: 15. Окончание курсов в правовом отношении не приравнивается к высшим и средним учебным заведениям. 16. Открыта выставка работ Базилюк Ивана Сергеевича. 17. На конференции обсуждался вопрос о наиболее эффектных методах преподавания. 18. Это в мае месяце я был в командировке. 19. Утверждая документацию, директор ставит свою роспись. 20. В ее руке я увидел балабон.
21. Придумайте словосочетания с паронимами представить – предоставить. Объясните разницу в значениях слов.