1) Многие символы А. И. Солженицына связаны с христианской символикой: образы-символы крестного пути, праведника, мученика. Здесь в произведение выявляется символ праведника (Матрёна всегда была готова безвозмездно помочь, но зачастую люди не ценили такое участие. Героиня жила для других и о себе заботилась меньше всего).
Матрёнин двор — символ дома, особого устройства, “лада”, где есть труд и честность, доброта и терпение. Главная героиня живёт по канонам, завещанным предками, по правилам, которые считает незыблемыми.
Природа противится разрушению дома — сначала долгая метель, непомерные сугробы, потом оттепель, сырые туманы, ручьи. И в том, что святая вода у Матрены необъяснимо пропала, видится дурное предзнаменование. Погибает Матрена вместе с горницей, с частью своего дома. Погибает хозяйка — окончательно разрушается дом.
Символический характер носит и страх Матрены перед железной дорогой, ведь именно поезд, символ враждебного крестьянской жизни мира, цивилизации, расплющит и горницу, и саму Матрену.
2) Темы: труд, любовь к ближним, крестьянство, сохранение человеческой души в условиях тяжелой жизни простых деревенских людей, праведничество русского человека.
3) От лица героя-рассказчика
4) "...Дом Матрены стоял тут же, неподалеку, с четырьмя оконцами в ряд на холодную некрасную сторону, крытый щепою, на два ската и с украшенным под теремок чердачным окошком. Дом не низкий — восемнадцать венцов. Однако изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие, и проредилась их обвершка.
Калитка была на запоре, но проводница моя не стала стучать, а просунула руку под низом и отвернула завертку — нехитрую затею против скота и чужого человека. Дворик не был крыт, но в доме многое было под одной связью. За входной дверью внутренние ступеньки поднимались на просторные мосты, высоко осененные крышей. Налево еще ступеньки вели вверх в горницу — отдельный сруб без печи, и ступеньки вниз, в подклеть. А направо шла сама изба, с чердаком и подпольем..."
"...жребий мой был — поселиться в этой темноватой избе с тусклым зеркалом, в которое совсем нельзя было смотреться, с двумя яркими рублевыми плакатами о книжной торговле и об урожае, повешенными на стене для красоты. Здесь было мне тем хорошо, что по бедности Матрена не держала радио..."