Одна из самых популярных легенд Средневековья – легенда о докторе Фаусте, которая возникла вокруг исторической личности, поразившей воображение народа.
Фауст – лицо историческое, о чем свидетельствуют многочисленные воспоминания его современников. Он жил на рубеже 15 – 16 веков, под фамилией Фауст скрывался Иоганн-Георгий. Ученые по разному объясняют происхождение его фамилии. Одни утверждают, что оно происходит от немецкого Faust, что в переводе означает кулак, другие видят в нем псевдоним, образованный от латинского Faustus – счастлив. Этот псевдоним подчеркивал успешный характер деятельности ученого, мага, астролога, прорицателя. Сам Фауст называл себя и врачом, и хиромантом. Итак, с точки зрения лютеранской церкви он стремился к недозволенным знаниям, а значит заслужил осуждение, был грешником, ибо с точки зрения человека того времени эти знания можно получить только в союзе с дьяволом. Письменные источники сообщают также, что Фауст был профессором, читал лекции в различных университетах, имел учеников – последователей. Еще при жизни ученого о нем ходили разные рассказы о его поступках, в которых видели что-то необычное, фантастическое.
Погиб Фауст вследствие неожиданной катастрофы, поразившей современников. Предполагают, что это был взрыв в лаборатории ученого. Исторический Фауст умер около 1540 года. Эта последнее событие в жизни ученого предоставила дальнейший импульс развитию легенды. Фауст становится популярным любимым героем народной легенды. Его образ в легенде несет на себе отпечаток времени. Он человек, который ради знания готов разбираться и с нечистой силой, и так в конце легенды дьявол забирает Фауста в ад. Вместе с тем он типичный представитель эпохи Возрождения, смелый и бесстрашный искатель тайных знаний и запрещенных путей получения этих знаний.
Как известно, наиболее яркие, глубокие, художественно совершенные образы созданы фольклором, например Геракл, Прометей, Микула Селянинович, Василиса Прекрасная, Петрушка, к ним относятся и Фауст. Все эти герои гармонично сочетали разум и чувства.
Главная суть фаустовского сюжета – жажда безграничного знания, любопытство, свобода духа – привлекала многих писателей последующих эпохи и обусловила мировую популярность образа Фауста.
Ниже в работе мы постараемся выяснить вопрос, как легенда о Фаусте трансформировалась в творчестве И. В. Гете и А.С.Пушкина, выдающегося немецкого просветителя и классика русской литературы. Известно, что на О.С.Пушкина трагедия “Фауст” произвела большое впечатление, и поэт в 1825 году пишет стихотворение “Сцена из Фауста”. Один русский путешественник познакомил с Гете, и тот послал Пушкину А.С. в подарок свое перо, которым писал «Фауста».
Гете с его тонким восприятием древности, почувствовал красоту и значимость этого сюжета еще в юности. Писатель отдал книге 62 года своей жизни. Бесспорно, Гете знал не только легенду о Фаусте, но также и легенду о Симоне-маге. Гете нашел простой способ, как совместить эти два сюжета: Мефистофель омолаживает ученого и превращает его в юношу. Такой замысел, по словам немецкого писателя Томаса Манна, мог родиться только “из юношеского ритма крови” поэта. Гетевский Фауст мало чем похож на свои прообразы. Он наделен чертами человека не Средневековья, а эпохи Возрождения. Произведение состоит из Посвящения, Театрального вступления, Пролога и двух частей. В “Прологе на небе” показывается встреча Господа и его архангелов с Мефистофелем, которая приобретает символичное значение.