овала эпидемия малярии. Но переселенцев отправляли туда несмотря ни на что.
Объяснение:Если бы русскими землепашцами периодически не овладевала охота к перемене мест, Россия никогда бы не превратилась в самое большое государство мира. Именно благодаря крестьянской колонизации Россия приросла Сибирью и не только. И хотя государство, безусловно, выигрывало от крестьянского натиска на Восток — торговля пушниной и прочими дарами новых земель традиционно давала заметную часть доходов казны,— планомерно заниматься колонизацией власти начала сравнительно поздно.
До отмены крепостного права массовое переселение случалось лишь по царским указам. Еще Петр I не раз перемещал население целых городков и уездов в места, требовавшие освоения. Поощрялась и помещичья колонизация, когда дворянин покупал землю где-нибудь в степных районах Малороссии и заселял ее приведенными из прежнего поместья или купленными для такого случая крестьянами.
После 1861 года ситуация изменилась. Получившие свободу, но отягощенные выкупными платежами крестьяне стали стихийно сниматься с мест. В ту пору ходили самые невероятные слухи о местах будущего поселения. О Сибири говорили, что там "пшеница в два человека ростом", но "люди дикие живут, девок в лес утаскивают".
Власть смотрела на крестьянские передвижения с нескрываемой опаской. Об этом, в частности, вспоминал в 1898 году врач Петр Обозненко: "У всех еще на памяти то весьма недавнее время, когда на переселенцев смотрели как на толпу бродяг, бегущих от работы, ищущих "легкого хлеба". Принимались всевозможные меры, чтобы как можно более затруднить или даже вовсе прекратить этот стихийный поток серой крестьянской толпы от насиженных мест на далекие окраины. Однако жизнь шла своим чередом, и переселенческое движение не только не прекращалось, а с каждым годом принимало все большие и большие размеры".
В 1876 году правительство издало "Правила об увольнении крестьян из сельских обществ и о приписке к обществам", согласно которым переселенец должен был погасить казенные, земские и мирские недоимки, получить согласие родителей, не состоять под судом и т. п. Но одновременно действовал циркуляр МВД, по которому крестьянин не мог продать имущество, пока его не припишут к новому месту жительства. Получался замкнутый круг, но желающих переселиться все равно было так много, что с этим надо было что-то делать.
В 1880 году при МВД была создана Переселенческая комиссия, которая должна была выработать основы государственной политики в этом вопросе. Комиссия сочла, что "государство должно считаться с фактом переселения, не пытаясь подчинить его каким-либо нормам и своей опеке; в силу этого должно быть признано право каждого на переселение с такими лишь ограничениями, которые не препятствовали бы правильному и свободному течению жизни". Предложения комиссии воздержаться от "опеки", естественно, показались высочайшей власти слишком радикальными, проект был отвергнут. В 1881 году в правительственном постановлении указывалось, что "предоставление освобожденному крестьянству широкой возможности переселения в Сибирь разовьет среди них вредную подвижность и бродяжничество" и что крестьяне будут предъявлять "непомерные требования относительно пособий и ссуд".
Через десять с небольшим лет эту позицию пришлось пересмотреть. Как писал доктор Обозненко, "неурожай 1891-1892 годов резко изменяет взгляды правительства на этот предмет... Явилось сознание, что для предупреждения подобных народных бедствий необходимо не только не препятствовать переселению полуголодных, не находящих работы безземельных крестьян на свободные окраины нашего обширного отечества, а наоборот, всемерно способствовать такому переселению". Осенью 1893 года соответствующее решение было принято. МВД уведомило руководство Сибирской железной дороги, что крестьяне и мещане из центральных районов империи будут организованно переселяться в район дороги.
В 1896 году при МВД было создано Главное переселенческое управление, которое и стало первой бюрократической структурой, специально занимавшейся вопросами переселения. Управление располагало многочисленным аппаратом на местах и имело широкие полномочия. Чиновники управления определяли участки, куда надлежало поселить мигрантов, общались с ходоками, которых присылали желавшие переселиться крестьяне для осмотра земель, организовали перевозку людей по железным дорогам и выдавали ссуды новоселам. Работы было много: в одном только 1896 году и только в Сибирь перебралось более 200 тыс. человек.