Мониторинг наркотической ситуации представляется в следующих показателях:1)
уровень наркотического потребления: необходим для определения
количества молодежи, нуждающейся во вторичной и третичной профилактике,
субъектов, привлекаемых к ее проведению, и необходимых специалистов;
2) структура наркотического потребления в молодежной среде:
анализируется для своевременного внесения дополнений в нормативную базу;
активизации оперативно-розыскной профилактики в отношении новых
психоактивных препаратов; поиска медицинских технологий лечения
наркомании; усиления международного сотрудничества;
3) качество превентивных мероприятий: предполагает учет количества
задействованной в них молодежи, министерств, ведомств, служб;
соответствие целевой аудитории по критериям возраста, социального
положения и образования;
4) мониторинг использования молодежью свободного времени: направлен на
контроль систематической досуговой работы, стимулирующей развитие
разнообразных форм позитивной социальной активности. Необходимы учеты
количества участия подростков и молодежи, структура видов занятости;
5) эффективность деятельности субъектов профилактики наркотизма:
предусматривает показатели оценки качества наркотической профилактики;
ресурсного обеспечения; кадровую готовность к работе; разработку и
внедрение инновационных профилактических программ; выявленные
правонарушения;
6) состояние семейной профилактики: включает учтенность «групп риска», наличие планирования работы с ними.
Завершая анализ организации профилактической работы, необходимо сделать следующие выводы:
Во-первых, основная профилактируемая категория в России – это молодые
люди 14-19 лет. Однако первичным этапом внедрения превентивных
технологий молодежного наркотизма предлагается этап работы с детьми (с 6
лет) по привитию у них здорового образа жизни. Кроме того, в ряде
регионов России зафиксирован рост наркотической зависимости молодежи
24-29 лет, они также нуждаются во внимании. «Первичная (универсальная)
профилактика наркомании направлена на предупреждение начала употребления
наркотиков лицами, ранее их не употреблявших. Она ориентирована на
общую популяцию населения, включая детей, подростков и молодежь, и носит
социальный характер».
Во-вторых, образовательная среда, места досуга и отдыха являются
объектами воздействия со стороны субъектов профилактики, которые
обладают определенным ресурсным потенциалом, однако проблемы в их
деятельности не позволяют его полностью реализовывать.
В-третьих, недостаточно используются возможности общественных и
религиозных организаций, не обеспечивается должным образом координация
усилий государственных и негосударственных структур.
В-четвертых, особенности современной модели профилактики в России
вызывают необходимость разработки ее идеологии, воплощаемой в концепции.
В-пятых, каждый субъект антинаркотической профилактики нуждается во
взаимообмене информацией, кадрами, научными разработками. Взаимодействие
между МВД России и ФСКН России является условием повышения
эффективности их работы.
Особое внимание уделяется совершенствованию антинаркотического законодательства.
Уже нет ни одной страны, которую в той или иной мере не затронули бы
проблемы, связанные с незаконным распространением наркотиков. В России –
нет ни одного субъекта федерации, который бы обошли стороной процессы
наркотизации населения. В этих условиях борьба с организованной
наркотической преступностью, подрыв экономических основ наркобизнеса,
противодействие злоупотреблению наркотиками, создание условий для
лечения и реабилитации наркозависимых, профилактика наркомании и
распространения наркотиков становятся одними из самых важных,
приоритетных направлений государственной политики.