Задание 5. Какая реликтовая (древняя) падежная форма является общей в данных поэтических фрагментах? Укажите все примеры. Попробуйте установить грамматическую закономерность употребления этих форм в древнерусском языке.
Мы станем тамо наедúне
Беседовать, в садах гулять;
Я буду там тебя, мой сыне!
А ты меня увеселять…
(В.П. Петров. Смерть моего сына)
Ты, отче патриарх, вы все бояре,
обнажена душа моя пред вами
(А.С. Пушкин. Борис Годунов)
О суетный человече, рабе неключимый,
Как-то ты далеко бродишь мечтами твоими
(Феофан Прокопович)
О боже милосердный, о щедрот пучино,
Источниче милости, благости вершино!
(Стефан Яворский)
Задание 6. Укажите в данных предложениях индивидуально-авторские слова, образованные по одной и той же модели. Каким способом они образованы? Приведите не менее трех примеров общеупотребительных слов, образованных по данной модели.
1) Потом рядом со мной возникли два прозрачных человека, встали в позы и начали говорить. Один держал в правой руке лопату, а в левой сжимал свиток пергамента. Другой опирался на киркомотыгу и рассеянно играл огромной медной чернильницей, подвешенной к поясу. (А. и Б. Стругацкие. Понедельник начинается в субботу)
2) – Я хочу докопаться до азиатских пустынь, – сказал он, – там пески засосали замки, усадьбы, города, там обсерватории, библиотеки, театры – империя каких-нибудь персогреков. (Ю.Домбровский. Факультет ненужных вещей).
3) И они двинулись в танце по кругу, чуть приседая на каждом шагу, ритмично покачиваясь и издавая какие-то криковдохи. (Л.Улицкая. Веселые похороны).
Задание 7. Найдите два словообразовательных отличия между группами слов лесоруб, луноход, головоломка и слов, данных в 1 зад.
Задание 8. Почему иногда мы говорим засеребрились волосы вместо поседели,поправился вместо потолстел, неблагообразно вместо некрасиво, безобразно, предосудительно? Как называются такие слова и выражения, которые используются вместо прямых, точных наименований?