Либеральное движение конца 80-х – начала 90-х гг. было самым
влиятельным идейным и политическим движением в бывшем СССР. Без него
невозможно представить себе победу сторонников Б.Н. Ельцина в 1991 г.,
равно как и его собственную победу на президентских выборах, проходивших
под либеральными лозунгами и при поддержке либеральных партий и
движений. Однако считать “новых либералов” прямыми последователями их
предшественников начала века нельзя прежде всего потому, что
первоначально они не имели сложившейся системы взглядов и в основном
лишь эмоционально поддерживали публицистов, призывавших на волне
горбачевской “гласности” к ослаблению партийно-государственного пресса в
экономической и политической жизни страны и к достижению каждым
гражданином максимальной независимости от государства. Это была реакция
интеллигенции на монополии КПСС на власть. Иными словами, либерализм возродился как естественная альтернатива социалистическим идеологии и советской системе в условиях их острого кризиса.Несколько позже, в 1990–1991 гг., либеральное движение приобрело
откровенно прозападнический характер. Тогда большинству “новых
либералов” казалось, что стоит лишь заменить планово-директивную
экономику рыночной, а монополию КПСС на власть – политическим
плюрализмом, как все в стране встанет на свои места и будет развиваться
исключительно благоприятно для всех. Впервые прозвучало и не принятое
большинством общественности главное положение либеральной доктрины –
противопоставление индивидуализма традиционному для советского (да и
российского) человека коллективизму. Одной из главных особенностей
возрождения либерализма в нашей стране было то, что основным носителем
его идеологии выступал не типичный для Запада “средний класс”, а
интеллигенция. Ведущей же темой выступлений либералов стало создание
рыночной экономики с целью насыщения потребительского рынка, а не
формирование гражданского общества и правового государства (как это
имело место на Западе, да и в самой России в начале века). Такой подход
получил в политологической литературе название “потребительского
либерализма”. Метаморфозы в сознании советского человека претерпела и
идея индивидуализма. Если на Западе она обычно рассматривалась как право
каждой личности иметь и свободно выражать свое мнение (что предполагало и терпимость к позиции [c.580] оппонента), в СССР периода “перестройки” эта категория воспринималась чаще всего как вседозволенность.
В мае 1988 г. возникла первая партия “новых либералов”
Демократический союз (ДС). Изначально в организации оформилось два крыла
– “реформаторов” и “радикалов”. Единого лидера в ДС с самого начала не
было. Однако фактическим руководителем стала В.И. Новодворская.
Интересен и социальный состав либералов “первого созыва”: 30–35% были
представителями интеллигенции, 29– 25% – студентами, 18–20% – рабочими.
За первые два года существования ДС его региональные организации были
созданы в 30 городах СССР.
ДС стал первой самопровозглашенной партией в стране, поэтому к
нему были близки представители других идейных течений, выступавших
против монополии КПСС на власть и традиционной советской модели
развития, в частности Российский союз молодых демократов (Ленинград),
Социал-демократическая фракция в КПСС, часть христианских демократов.
Неудивительно, что в последующие два года именно из рядов ДС
рекрутировались руководители и активисты не только христианских
демократов (стоящих на либеральных позициях), но и социал-демократов.
Это обстоятельство подчеркивает еще одну важную особенность “нового
либерализма” – первоначально он не был дифференцирован. Лишь
политический опыт последующих лет привел к появлению в среде либералов
(или, как их стали называть, демократов) различных течений.