Развитию науки, возрастанию ее роли в производстве, становлению технических наук в решающей степени способствовало совершенствование математики, ее все более интенсивное использование в формулировании научных знаний. Введение буквенной символики в алгебраические доказательства, создание таблиц логарифмов, аналитической геометрии, дифференциального исчисления позволили сделать механику, а затем и другие науки точными, а их результаты - доступными для практического применения. Математика стала интегрирующим фактором науки, а с середины XIX в. - методом получения научных знаний.
В XVIII в. занятие математикой становится профессией, приобретает интернациональный характер. Так, швейцарец, петербургский академик Л. Эйлер (1707-1783) и француз, президент Берлинской академии наук Ж. Лагранж (1736-1816) существенно продвинули вперед математический анализ, теорию чисел. На рубеже следующего века развитию математики способствовал Наполеон Бонапарт: он интересовался исследованиями Лапласа, по его инициативе ученые занялись составлением метрической системы мер и новых тригонометрических таблиц. В XIX в. математика стала применяться для объяснения явлений теплоты, электричества, магнетизма.
В математике, как и в любой науке, существуют темы, разработка которых продолжается в течение веков. Так, введение мнимых чисел в XVIII в. позволило французскому математику О. Коши (1789-1837) заложить основы теории функций комплексного переменного - эта теория широко используется современной наукой. Два тысячелетия ученые-математики тщетно пытались доказать пятый постулат Евклида, а к концу XVIII в. появились интуитивные мысли о возможности создания геометрии, в которой был бы использован постулат противоположного содержания. Профессор Казанского университета Н.И. Лобачевский (1792-1856) создал вариант неевклидовой геометрии. В 1856 г. немецкий математик Б. Риман (1826-1866) доказал, что могут существовать и другие варианты (римановы) геометрии. Таковые используются широко в современной науке.