Определить проблемы, записать
предложениями
1 Библиотека — это не сумма книг, а
система книг. Редких книг собирать не надо, надо собирать нужные книги. Книги
надо подбирать так, как в старину ювелиры подбирали камни для украшения.
Книги нельзя удалять со своих полок, как
нельзя вырубать леса целиком, они должны расти у тебя. Раз прочитанная книга
ещё драгоценнее, чем книга непрочитанная. Книги собираются в стаи, библиотеки,
как птицы; книги собираются, как леса — из деревьев, травы и грибов: они живут
в сознании человека. И для большого человека нет даром прочтённой книги. Она
находит место в его сознании. Библиотеки — это лаборатории, в которых
проектируется мир. Литература открывает мир!
2.
По-настоящему сильный и здоровый,
уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и
употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.
Наш язык — это важнейшая часть нашего
общего поведения в жизни. И по тому, как говорит человек, мы сразу и легко
можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности
человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной
«закомплексованности».
Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной
речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая.
Но хоть и трудно — это надо. Наша речь — важнейшая часть не только нашего
поведения, но и нашей личности, наших душ, ума, нашей способности не
поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
(По Д.
Лихачёву )
3.
Как бы ни был увлечён человек
историей, спортом или математикой, он должен быть достаточно культурен, чтобы
все необходимые дела встречать без отвращения.
Ведь что такое
культура? Культурным мы называем всё, что обработано в интересах человека и в
традициях общества, к чему приложены усилия. Культурное противоположно дикому.
Яблоня-дичок даёт кислые, сморщенные плоды, в рот не возьмёшь. Яблоня, над
которой работали, даёт плоды большие, красивые и вкусные. Это культурное
растение. Так и в человеке: у него есть культура мысли, если он много учился, и
культура поведения, если его хорошо воспитывали, и культура тела, если он
занимался спортом. А культура чувств? Культура желаний? Культура интересов? Эти
виды культуры тоже не приходят сами собой, тоже требуют работы, воспитания и
самовоспитания.
Иначе выходит человек-дичок, дикий
человек среди развитых, культурных людей. Дикарь в наши дни не тот, кто ходит
в набедренной повязке и ест сырое мясо, — дикарь тот, к воспитанию которого не
приложено никаких усилий, и потому он не умеет управлять собой, своим телом,
своими движениями, чувствами, интересами. (По С.
Соловейчику)