В XIX веке
в науке происходили
непрерывные
революционные
перевороты
во всех отраслях
естествознания.
Благодаря
периодической
системе элементов,
открытой гениальным
русским ученым
Д.И. Менделеевым
(1834-1907), была доказана
внутренняя
связь между
всеми известными
видами вещества.
Таким
образом, к рубежу
XIX-XX вв. произошли
крупные изменения
в основах научного
мышления,
механистическое
мировоззрение
исчерпало себя,
что привело
классическую
науку Нового
времени к кризису.
Этому способствовали
помимо названных
выше, открытие
электрона и
радиоактивности.
В результате
разрешения
кризиса произошла
новая научная
революция,
начавшаяся
в физике и охватившая
все основные
отрасли науки,
Она связана,
прежде всего,
с именами Планка
(1858-1947) и А. Эйнштейна
(1879-1955), Открытие
электрона,
радия, превращения
химических
элементов,
создание теории
относительности
и квантовой
теории ознаменовали
прорыв в область
микромира и
больших скоростей.
Успехи физики
оказали влияние
на химию. Квантовая
теория, объяснив
природу химических
связей, открыла
перед наукой
и производством
широкие возможности
химического
преобразования
вещества; началось
проникновение
в механизм
наследственности,
получила развитие
генетика,
сформировалась
хромосомная
теория.
К середине
XX века на одно
из первых мест
в естествознании
выдвинулась
биология, где
совершены такие
фундаментальные
открытия, как
установление
молекулярной
структуры ДНК
Ф. Криком (род.
1916) и Дж. Уотсоном
(род. 1928), открытие
генетического
кода.
Наука
в настоящее
время - это
чрезвычайно
сложное общественное
явление, имеющее
многосторонние
связи с миром.
Ее рассматривают
с четырех сторон
(как и любое
другое общественное
явление - политику,
мораль, право,
искусство,
религию):
1) с
теоретической,
где наука - система
знаний, форма
общественного
сознания;
2) с точки
зрения общественного
разделения
труда, где наука
- форма деятельности,
системой отношений
между учеными
и научными
учреждениями;
3) с точки
зрения социального
института;
4) с точки
зрения практического
применения
выводов науки
со стороны ее
общественной
роли.
В настоящее
время научные
дисциплины
принято подразделять
на три большие
группы: естественные,
общественные
и технические.
Отрасли науки
различаются
по своим предметам
и методам. В то
же время резкой
грани между
ними нет, и ряд
научных дисциплин
занимает
промежуточное
междисциплинарное
положение,
например,
биотехнология,
радиогеология.
Науки
подразделяют
на фундаментальные
и прикладные.
Фундаментальные
науки познанием
законов, управляющих
поведением
и взаимодействием
базисных структур
природы, общества
и мышления. Эти
законы изучаются
в "чистом виде",
поэтому фундаментальные
науки иногда
называют чистыми
науками.
Цель
прикладных
наук - применение
результатов
фундаментальных
наук для решения
не только
познавательных,
но и социально-практических
проблем.
Создание
теоретического
задела для
прикладных
наук обусловливает,
как правило,
опережающее
развитие
фундаментальных
наук по сравнению
с прикладными.
В современном
обществе, в
развитых
индустриальных
странах ведущее
место принадлежит
именно теоретическому,
фундаментальному
знанию, и роль
его все время
повышается.
В цикле "фундаментальные
исследования
- разработки
- внедрение"
- установка на
сокращение
сроков движения.