Противоречия в характере Онегина делают его образ жизненным, далеким
от схематизма. Он ни положительный, ни отрицательный, а почти реально
существующий:
Как ты да я, да целый свет…
На протяжении романа образ Онегина кардинально меняется. В конце
повествования это уже не тот повеса, который, устав от пиров и балов,
все критикует. Евгений узнал жизнь настоящую, а не карнавал. Он научился
подчиняться обстоятельствам, а не игнорировать их. Глубокие и искренние
переживания делают героя богаче духовно. Наблюдательный человек и
тонкий психолог, Онегин при первой же мимолетной встрече оценил Татьяну.
Но обстоятельства, его эгоизм и покорность традициям того общества,
которое он презирает, разлучают их. Встретившись безнадежно поздно,
герои понимают, что «счастье было так возможно», но они сами его
упустили. Онегин поступил с героиней благородно, но недальновидно. Ему и
в голову не могло прийти, что через несколько лет он будет умирать от
любви к этой «простушке», «сельской девочке». Да, такова его судьба. Он
везде лишний, страдающий сильно и от души от своей ненужности