Российско-белорусско-украинское приграничье активно вовлекается в сотрудничество с ЕС
На западе бывшего СССР со второй половины 1990-х годов создаются так называемые «еврорегионы», состоящие из приграничных территорий сопредельных государств, – для ускоренного сближения постсоветских стран с Евросоюзом, в частности для свободной торговли со странами ЕС... Среди них – «Днепр» (Черниговская область Украины, Смоленская, Брянская – России, Гомельская и Могилевская – Белоруссии), «Слободзея» (Харьковская область Украины и Белгородская – РФ), «Ярославна» (Курская область России и Сумская – Украины). В еврорегион намечено преобразовать существующую с 2000 года зону экономико-экологического сотрудничества «Даугава – Западная Двина», в которой участвуют Псковская, Тверская области России, Витебская – Белоруссии и Даугавпилсский район Латвии. Есть и проект еврорегиона «Неман» в составе Калининградской области РФ, Гродненской области Белоруссии и Юго-Западной Литвы (2 района).
Каковы плюсы и минусы такой формы «евроинтеграции»?
Что касается, например, сотрудничества регионов в рамках нынешнего еврорегиона «Днепр», то, по мнению посла по особым поручениям Белоруссии Николая Войтенкова, они весьма положительны. Так, кооперация Брянского и Гомельского заводов сельскохозяйственного машиностроения позволила им учредить станко– и приборостроительное СП; быстро развивается торговля между приднепровскими областями, регулярно проводятся выставки-ярмарки товаров и услуг Брянской, Смоленской, Гомельской, Черниговской и Могилевской областей, совместные экологические и гуманитарные проекты для всего Приднепровья.
Зато Виктор Ющенко недавно раскритиковал украинское участие в еврорегионах. Он недоволен отсутствием предложений по крупным производственным инвестициям и медленными темпами развития свободной торговли – прежде всего в еврорегионах «Днепр» и «Слободзея». В сфере же малого и среднего бизнеса, полагает вице-губернатор Брянской области Александр Касацкий, связи развиваются быстро и плодотворно: почти 25% товарооборота между Украиной и Россией ныне приходится на три приграничные области РФ – Брянскую, Белгородскую и Ростовскую, – что вызвано в первую очередь трансграничной кооперацией малого и среднего бизнеса в производственной, транспортной и торговой сферах.
С другой стороны, в таких еврорегионах предусматриваются льготные визовые и таможенные режимы, быстрый рост капиталовложений, единые условия для иностранного предпринимательства, внешней торговли, валютных операций и т.п. По мнению белорусского аналитика, кандидата экономических наук Степана Гамалика, в результате «может усиливаться экономическое, да и административно-политическое обособление тех территорий, которые участвуют в еврорегионах, от своих государств. Последнее обусловлено также тем, что резкое ужесточение офшорного бизнеса и даже закрытие многих офшорных зон в Евросоюзе вызвало интерес тамошнего «евробизнеса» к распространению режима свободной торговли, льготных таможенных, визовых и т.п. правил ЕС на соседние с Евросоюзом регионы».
Сегодня рассматривается расширение еврорегиона «Днепр» за счет бассейна реки Припять, притока Днепра, т.е. присоединение к нему северо-запада Украины (Волынь). В свою очередь, Волынь граничит с еврорегионом «Буг», включающим Брестскую область Белоруссии и соседние районы Польши. Таким образом будет создана самая крупная в экс-СССР «евротерритория» – от Брянщины до Восточной Польши включительно. Этакий, можно сказать, евроанклав, возрождающий очертания средневековой Речи Посполитой…
Вряд ли возможность подобной политизации экономического сотрудничества российских регионов с Евросоюзом следует рассматривать как положительную для нашей страны перспективу.