Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В....

0 голосов
68 просмотров
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В. Успенского: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». по данному тексту.

Текст:
(1)Угра — одна из лучших малых рек средней России: широкая, полноводная, упругая, с довольно сильным течением и потому чистая, с песчаным дном, не заросшая у берегов, то крутых, то плоских и всегда чистых, крепких. (2)Чудесно было войти в прохладную воду, смыть кровь и комариные трупы, лечь на спину, закрыв глаза, и отдаться течению.
(3)Мы долго сидели на берегу под вязами. (4)Комары пропали. (5)Лёгкий ветерок, потянувший низом, наклонивший травы, но не двинувший и листка на деревьях, заставил попрятаться маленьких демонов.

(6)Вечер не спешил, давая отбуйствовать закату. (7)Багровое пламя на западе превратило серебристую Угру в реку крови, и все комары унеслись туда, чтоб погрузить хоботы в красный поток и налиться субстратом жизни. (8)Они вскоре поняли, что ошиблись, и, распалённые злобой, вернулись назад. (9)Мы перестали сопротивляться. (10)Вокруг каждого из нас, а сидели мы на пристроенной к избе терраске, реяло плотное облачко. (11) Казалось, то парят зёрнышки граната: раздувшиеся брюшки просвечивали рубиновым.

(12)Послышался тяжёлый топот: это вернулось с пастбища небольшое деревенское стадо; слышались озвонченные тишиной ласковые, зазывные голоса хозяек. (13)Голос «молодой» не звучал среди них, но в её дворе появились без всякого зова четыре овцы, слипшиеся, как дешёвые конфеты, — три взрослые, одна подросткового возраста. (14)Потом померещилось, что это одна четырёхголовая овца, настолько синхронны были все движения и неразделимы тела. (15)Эту единую овцу разрушил не поспевавший за стремительными манёврами подросток. (16)Он отставал и панически кидался вослед остальным, чтобы снова присохнуть к боку матери. (17)И возник другой образ. (18)Манерно изогнутые шеи, тупая кротость во взоре, вон уже и венчик нимба зрится над каждой плоской головой — четыре кротких библейских овна парят над землей, чуть касаясь её маленькими копытцами. (19)Они враз начинают ощипывать траву, враз прекращают и выписывают новый немыслимый и ничем внешним не спровоцированный зигзаг. (20)Их до подлости смиренное, отвергающее даже намёк на индивидуальность и покорное невесть чему поведение раздражало, и мысль хищно обратилась к жертвоприношениям, закланиям, шашлыку. (21)Появилась «молодая» с ведром в руке, налила воды в колоду и что-то крикнула овцам. (22)Те на всём бегу красиво вскинулись на дыбки, повернулись на задних ногах и, колесом изогнув шеи, помчались к колоде, только малыш не справился с разгоном, проскочил вперёд и перепуганно, во все лопатки кинулся вдогон.

(23)Спал я на террасе, а набитое звёздами громадное небо вытянуло меня наружу и поместило в пространстве. (24)Оно было таким же, как в детстве, когда я спал в сухотинском яблоневом саду или под стогом в ночном, во всю сферу, не пригашенное никаким светом с земли, оно переливалось, мерцало, ворошилось, мигало, пульсировало, жило, и лишь Млечный Путь оставался недвижим.

(25)И была великая тишина, а я — постоянный житель Подмосковья — забыл о беззвучном мире.

(По Ю. Трифонову)

Русский язык (2.3k баллов) | 68 просмотров
0

Да

0

Годы его жизни: 1925 - 1981

Дан 1 ответ
0 голосов
Правильный ответ

Л. В. Успенский в своем высказывании ("Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение") показал важность грамматики. 
Мало кто не согласится с этим утверждением, ведь грамматика, включающая в себя множество составляющих нашего языка (это и синтаксис, и словообразование, и лексика, и морфология), действительно занимает первостепенное место в общении, обмене информацией. Без нее невозможна речь. Грамматика связывает предложения. В этом можно убедиться на примере текста Ю. Трифонова. 
Знать всего русского языка невозможно, обладая лишь словарным запасом. Текст включает в себя связанные предложения не только по смыслу, но и грамматически. Если поставить в предложении со сложными конструкциями абсолютно все слова в начальную форму, читатель потеряет нить повествования и просто не поймет о чем идет речь, запутавшись в рассуждениях автора. Вторым примером может послужить сложное предложение, в котором нарушен порядок грамматических основ, а слова располагаются в хаотичном порядке. В обоих случаях нарушаются правила грамматики. Это приводит к отсутствию четкой мысли; автор таким способом не сможет передать мысль, которую развил в своем воображении. 
Так же речь должна быть красочна, ярка. Частое повторение слов пагубно сказывается на общем впечатлении читателя. Всем, конечно же, знакомы такие средства выразительности, как метафоры, эпитеты, олицетворения, антитезы и многие другие. Они дополняют предложения, привнося глубокий смысл. Трифонов неоднократно применяет средства выразительности, потому его текст интересный и интригующий. В восемнадцатом предложении ярко выделяется метафоричность повествования. Образы, нарисованные воображением благодаря мастерскому писательскому слову, поражают. Не каждый способен на такое необычное описание, казалось бы, обычных предметов! 
Грамматика позволяет передать ход мыслей. Так, к примеру, в предложении под номером шесть Трифонов использует обособленное обстоятельство, 
чтобы воздействовать на чувства человека, показать каким образом выполнялось действие. 
Я соглашаюсь с высказыванием филолога. Примеры из теста доказывают нам, что лексика и грамматика взаимосвязаны, что без грамматики невозможно выразить  свои мысли. 

(1.5k баллов)
0

Огромное спасибо!!!!