В деревне Манилова погда непонятная "день был не то ясный, не то мрачный, а какой-то светло-серого цвета", это характеризует его неяность и неопределенность. Находящийся на возвышении и открытый всем ветрам дом такой же непрактичный, как и его хозяин. Если заглянуть внутрь дома, то можно обнаружить, что в интерьере чего-то не достает "в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской материей...;но на два кресла ее недоставало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею", впрочем, в некоторых комнатах и вовсе не было мебели. Сам Манилов имеет приятную внешность (он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами), но "в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару". Он лишен интересов, даже хозяйством никогда не занимался "хозяйство шло как-то само собою". Досуг свой он проводил в беседке с набписью "храм уединеного размышления", где он мечтал, и, где у него возникали проекты, не способные осуществиться в реальной жизни (провести подземный ход). В общениии он всегда вежлив и ласков, "во всех его приемах и оборотах было что-то заискивающее", но скучен, поговорив с ним, "почувствуешь скуку смертельную". Со своей женой он искусственно нежен и наигранно любезен. Реч Манилова бесплодна: все, что оне говорит неопределенно и отвлеченно (как было бы в самом деле хорошо, если бы жить эдак вместе, под одной кровлею, или под тенью какого-нибудь вяза пофолософствовать).
Таким образом,личность бездеятельного, пустого, мечтательного, слащавого и бесхарактерного Манилова изображена Н.В. Гоголем с помощью обьемных и иногда незаметных деталей.