Одной из наиболее характерных черт послевоенного периода царствования Александра I стало нарастающее общественное движение, впервые в истории России приобретшее организованные формы. Первоначально идейную основу деятельности участников появившихся кружков и организаций составляла либеральная идеология, главными положениями которой были приоритет личности человека и его экономических и политических свобод над всем остальным. Эта установка была принципиально новой для России, где испокон веков главным являлся интерес государства, а самоценность личности (если это была не личность самодержца) не признавалась.
Распространение либеральных идей началось в России со времен Екатерины II, которая вела переписку с крупнейшими идеологами либерализма - Ж. -Ж. Руссо, Вольтером и др. После Великой французской революции сама же императрица начала гонения на либералов, справедливо опасаясь за судьбу монархии в России.
Вторая волна либеральных идей пришла в Россию в период Отечественной войны и особенно заграничного похода русской армии, когда тысячи ее молодых офицеров впервые увидели, что можно жить иначе, и вернулись из-за границы убежденными противниками самодержавия и крепостничества.
В немалой степени появлению кружков способствовал национально-патриотический подъем русского народа, связанный с разгромом Наполеона.
Наконец, либерально-реформаторские проекты самого царя, обсуждавшиеся Негласным комитетом и всем высшим обществом, а затем и реформы Сперанского также готовили почву для того, чтобы идеи либерализма все активнее проникали в среду передового дворянства.
В большей степени подталкивали к созданию тайных обществ и кружков бездействие и нерешительность властей в реформировании общества. Именно эта причина привела в итоге к тому, что и правительство, и передовые круги общества в тайне друг от друга вынашивали планы преобразований, совпадавшие порой в своих основных чертах.