Социальные группы в свою очередь делятся по масштабу и степени сплоченности на большие и малые, первичные и вторичные.
Большие
группы — крупные объединения людей, характеризующиеся наличием общих
интересов и пространственной разобщенностью. К большим группам относятся
этносы, классы, территориальные общности, профессиональные группы,
социальные слои.
Малые группы — малочисленные по
составу объединения, члены которых связаны общей деятельностью и
находятся в прямом, непосредственном, личном общении. Характеристиками
малых групп является малый состав, пространственная близость членов,
общность групповых ценностей, норм и образцов поведения, неформальный
контроль за поведением членов группы. Примерами малых социальных групп
являются семья, школьный класс, студенческая группа, спортивная команда,
бригада, банда.
Вторичные группы — социальные группы,
члены которых взаимодействуют опосредственно, как правило — через
членство в каких-либо институтах и организациях.
Первичные группы — малые социальные группы, члены которых находятся в прямом непосредственном взаимодействии.
Все большие группы являются вторичными.
Малые
социальные группы могут быть как первичными, так и вторичными.
Вторичные малые группы, как правило, объединены общей функцией и
характеризуются отсутствием эмоциональных контактов.
В
качестве основных элементов социально-групповой структуры могут
выступать различные виды социальных групп, выделенные по разным
основаниям. Это усложняет формирование единой социально-групповой
структуры общества, и порождает различные подходы.
Подходы к формированию социально-групповой структуры общества
Традиционный подход включает в себя несколько подструктур:
демографическая подструктура (половая, возрастная)
этноподструктура (племя, народность, нация)
территориальная подструктура (городское и сельское население, регион)
классовая подструктура (классы и социальные группы)
семейная подструктура