ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович родился [12(24). VII.1828, Саратов] в семье священника — публицист, литературный критик, писатель, философ.
Получил хорошее домашнее образование под руководством отца.
С 8 лет числился учеником Саратовского духовного училища, не учась в нем.
В 1842 был зачислен в духовную семинарию.
Уже в 16 лет основательно изучил девять языков: латинский, древнегреческий, персидский, арабский, татарский, древнееврейский, французский немецкий, английский.
В 1846 Николай Гаврилович поступил в Петербургский университет на историко-филологический факультет, где проучился четыре года (1846—50). Юношу привлекала ученая карьера, он ехал в Петербург с горячим желанием получить знания, но вскоре убедился, что ошибся в своих ожиданиях. Не надеясь на университет, Чернышевский настойчиво занимается самообразованием. «Читать самому гораздо полезнее, нежели слушать лекции»,— пишет он родным (Полное собрание сочинений, том XIV, с. 86).
В студенческие годы у Чернышевского происходит интенсивный процесс по овладению культурным богатством и выработке мировоззрения. Круг его интересов обширен: философия, социальные учения, политическая экономия, история, эстетика, художественная литература. В эти же годы протекала деятельность Белинского, Герцена, петрашевцев, что оказывало идейное влияние на передовую студенческую молодежь. Быстрому созреванию мировоззрения Николая Гавриловича способствовали и общеевропейские события 1848, когда революционный шквал промчался над Францией, Венгрией, Германией, Италией. Буржуазия, пришедшая к власти путем обмана народа, вызывает у него гнев и резкое осуждение. Его сочувствие на стороне народа, а себя он причисляет к сторонникам «социалистов и коммунистов и крайних республиканцев...» (I, 122). Он знакомится с петрашевцами А. В. Ханыковым и И. М. Дебу.
С первым из них говорил «о возможности и близости у нас революции» (I, 196). Чернышевский не исключал возможности, что со временем он вмешался бы в общество петрашевцев.
В дневнике 1850 Николай Гаврилович записал: «...образ мысли о России: неодолимое ожидание близкой революции, жажда ее» (I 358). Он думает о «тайном печатном станке», о написании воззвания с призывом к революции. Таким образом, ко времени окончания университета революционное мировоззрение Чернышевского Н.Г. окончательно сформировалось.
В 1851—53 он преподает в Саратовской гимназии. Его педагогическая деятельность оставила неизгладимый след в истории Саратовской гимназии и в сознании учеников.