Плюсы и минусы командно-административной экономической системы? ?
Отказ от рынка
Командно-административная система выражала прежде всего интересы номенклатурного партийно-советского аппарата, военно-промышленного комплекса и характеризовалась следующими чертами:
— фактическое присвоение номенклатурой общественных средств производства;
— отчуждение работников от средств производства, превращение их в наемных рабочих, а рабочей силы в товар, продающийся ниже своей стоимости;
— вытеснение рыночных отношений внеэкономическими личностными связями;
— директивное планирование и распределение ресурсов, фондов, рабочей силы и потребительских благ;
— подавление экономических стимулов, вытеснение их внеэкономическими;
— неограниченное могущество бюрократии, низведение трудящихся до положения «винтиков» огромной общественной машины, отчуждение от реальной власти;
— отрицание самостоятельной ценности человеческой личности (единица — вздор, единица — ноль) ;
— подавление прав и свобод человека;
— «оболванивание» общественного сознания;
— выделение немалой части бюджета на потребление властей независимо от результатов деятельности, обладание незаслуженными привилегиями и льготами;
— органическое неприятие предпринимательства и бизнеса.
Многолетнее действие этой системы в нашей стране (она не преодолена еще и поныне) привело к:
— развалу экономики, отставанию научно-технического прогресса, абсолютному сокращению производства, нарастанию дефнцита всех видов продукции;
— резкому ухудшению экологической обстановки, безудержной эксплуатации н опустошению природных ресурсов;
— отрицательным сдвигам в демографических процессах; росту смертности, сокращению продолжительности жизни, ухудшению здоровья;
— углублению социально-экономической дифференциации общества, увеличению разрыва между трудящимися и партийно-государственной номенклатурой, торгово-управ-ленческой мафией;
— зажиму политической демократии, усилению цензуры;
— усилению расхождения мысли и слова, слова и дела, распространению лжи, лицемерия и цинизма;
— обострению национальных отношений;
— ликвидации предпринимателей как класса.
Опыт цивилизованных стран свидетельствует о неотложной необходимости перехода страны к системе свободного рынка, цивилизованного и независимого предпринимательства. Этого нельзя, однако, создать приказами, командами, распоряжениями сверху. Предпринимательство и бизнес развиваются не по команде, а только там, где это выгодно, при наличии соответствующих условии. Развалившаяся и насквозь коррумпированная распределительная система не может обеспечить таких условии. Она ведет в тупик: к дефициту товаров и услуг, инфляции, росту цен, политике равнения на узкие места в экономике; административно-командному распределению благ по принципу нормирования; привилегированному положению сфер управления, снабжения, распределения, широкому распространению коррупции, спекуляции, неформальных связей; вытеснению предпринимательства в сферу «теневой экономики» и «черного рынка» .
Ничто так ярко и наглядно не характеризует сущность социально-экономической системы и состояние в ней предпринимательства, как поведение покупателя товаров и услуг. Уделим этому вопросу соответствующее внимание.