Музыкальные
критики выделяют следующие критерии поп-музыки как музыкального жанра. Песни
строятся по консервативной схеме куплет+припев. От поп-песни требуются простые,
легкие для восприятия мелодии. Основной инструмент в поп-музыке —
человеческий голос. Аккомпанементу уделяется второстепенная роль: аккомпанирующие поп-музыканты не играют соло и
чаще всего не являются ни авторами песен, ни лидерами групп. Важную роль в
поп-музыке играет ритмическая структура: многие поп-песни пишутся для танцев и
имеют чёткий, неизменный бит . Основная музыкальная единица в поп-музыке —
отдельная песня или сингл. Средняя длина песни, как правило, бывает от 2 до 4
минут, что соответствует радио-дружественному формату. Продолжительные композиции
с обширными инструментальными партиями практически не встречаются, как и концептуальные альбомы
Тексты в поп-песнях, как правило, посвящены личным переживаниям, эмоциям:
любви, грусти, радости. Большое значение имеет также визуальное представление
песен: концертное шоу и видеоклипы .
Поэтому многие поп-исполнители имеют экстравагантный имидж. В группу поп-исполнителя
часто входят танцоры, статисты и прочие люди, не задействованные в исполнении
музыки, но играющие важную роль на концертах. Несмотря на долгую и бурную
историю, поп консервативен. Он имеет тенденцию отражать текущую музыкальную
конъюнктуру, а не прогрессивные направления. Это связано с тем, что издатели,
как правило, не настроены на коммерческий риск и благоволят исполнителям в
проверенных жанрах. В связи с этим, поп ориентирован на абстрактную среднюю
аудиторию, а не субкультуру фанатов.