В России движение консерваторов активно развивалось в XIX веке. Как правило они были против обучения в Европе, вообще "европизации" России, а также против реформ. Несмотря на то, что при Александре II они потеряли место при дворе, после его смерти (1881) им удалось восстановиться. Этому способствовали Польское восстание 1863, "Нечаевщина", террор Народной воли и убийство Александра II. На вторую половину XIX века, самыми влиятельными лицами среди консерваторов были журналист Михаил Никифорович Катков и обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев.
В Российской Федерации крупнейшая партия страны, Единая Россия, в 2009 году официально провозгласила своей идеологией «российский консерватизм» [1], также взяв курс на консервативную модернизацию по примеру послевоенной Германии и Японии. По мнению политолога Иосифа Дискина, председатель «Единой России» Владимир Путин видит свое родство с русским либерал-консерватором начала XX века, премьер-министром Петром Столыпиным.
Политолог Леонид Поляков полагает, что консерватизм представляет собой «ключ к пониманию России» , и от политической эффективности партийно-сложившегося российского консерватизма зависит будущее страны. [2]
Основной площадкой формирования идеологии современного российского консерватизма с 2005 года выступает Центр социально-консервативной политики (ЦСКП) . В понимании экспертов ЦСКП, "консерватизм представляет собой не «репрессивную» идеологию, не апологетику государственного и нормативного порядка как самоценности, а есть идеология, признающая человеческую личность в ее подлинном достоинстве и значении. Именно антропологические основы консерватизма, апелляция к духовному пониманию сущности и предназначения человека являются тем центральным обстоятельством, в связи с которым стоят все иные аспекты идеологии консерватизма. Таким образом, при всей своей многозначности, привязанности к конкретно-историческим и культурным контекстам, в целом консерватизм от «не-консерватизма» отличает: признание существования (наряду с природно-материальными) вечных духовных оснований человеческого и общественного бытия, стремление к практической реализации требований к человеку, обществу и государству, вытекающих из признания существования их духовных оснований. Наиболее распространенное ныне определение консерватизма как идеологической позиции, признающей ценность исторического опыта в контексте современности и задач общественного развития, является в целом справедливым, но недостаточным. Подлинный консерватизм ценит и использует исторический опыт, однако подходит к нему селективно, на основании критериев «надвременного» , «вечностного» плана, каковыми выступают определенным образом понятые, концептуализированные «духовные основы общества»