После полосы застоя в размещавшихся на
территории России Древнерусских землях с конца XIII в.
начинает складываться собственно русская
(Великорусская) художественная культура. В ее развитии
ощутимее, чем в искусстве Древней Руси, проявилось
воздействие городских низов, ставших важной
общественной силой в борьбе за избавление монголо-
татарского ига и объединение русских земель.
Возглавившая уже в XIV в. Эту борьбу великокняжеская
Москва синтезирует достижения местных школ и с XV в.
становится важным политическим и культурным
центром, где складываются проникнутое глубокой верой
в красоту нравственного подвига искусство Андрея
Рублева и соразмерная человеку в своем величии
архитектура Кремля. Апофеоз идей объединения и
укрепления русского государства воплотили храмы-
памятники XVI в.
Новшества в архитектуре 14-16 в.в.
От XIV-XVI вв. сохранилось несколько деревянных
церквей. Более ранние – «клетские», напоминающие избу
с двухскатной крышей и пристройками. Церкви XVI в. –
высокие, восьмигранные, крыты шатром, а пристройки с
двух или с четырех сторон имеют криволинейные кры-
ши – «бочки». Их стройные пропорции, контрасты
фигурных «бочек» и строгого шатра, суровых рубленых
стен и резьбы галереи и крылец, их неразрывная связь с
окружающим пейзажем – свидетельства высокого
мастерства народных мастеров – «древоделей»,
работавших артелями.
Рост Русского государства и национального
самосознания после свержения татарского ига отразился
в каменных храмах-памятниках XVI в. Являя собой
высокое достижение московского зодчества, эти
величественные постройки, посвященные важным
событиям, как бы соединяли в себе динамичность
деревянных шатровых церквей и ярусных завершений
храмов XIV – XV вв. с монументальностью соборов XVI
в. В каменных церквах-башнях ведущими стали формы,
присущие камню, - ярусы закомар и кокошники вокруг
прорезанного окнами шатра. Иногда и шатер заменялся
барабаном с куполом или же башни с куполами окружали
центральную, крытую шатром башню. Преобладание
вертикалей наделяло ликующей динамичностью
устремленную в высь композицию храма, как бы
вырастающего из окружающего его открытых «гульбищ»,
а нарядный декор придавал сооружению праздничную
торжественность
В храмах конца XV и XVI вв. применение так
называемого крестчатого свода, опиравшегося на стены,
избавляло интерьер от опорных столбов и позволяло
разнообразить фасады, которые получали то
трехлопастное, то имитирующее закомары завершение,
то увенчивались ярусами кокошников. Наряду с этим
продолжали строить четырехстолпные пятикупольные
храмы, иногда с галереями и приделами. Каменные
одностолпные трапезные и жилые монастырские
постройки XVI в. имеют гладкие стены, увенчанные
простым карнизом или пояском узорной кладки. В
жилой архитектуре господствовало дерево, из которого
строились и дома в 1-2 этажа, и боярские и епископские
дворцы, состоявшие из связанных переходами
многосрубных групп на подклетах.