Владимир Галактионович Короленко в своей повести
«Слепой музыкант» пытается раскрыть перед читателем горе человека,
родившегося слепым. Он хочет показать нам, как трудно человеку,
родившемуся слепым, найти свое предназначение в жизни. Петр представляет
весь мир в звуках и ощущениях. Он представляет некоторые совершенно
незнакомые ему понятия в звуках. Но в то же время, эти же звуки сыплются
на него со всех сторон, не давая отдыха. Иногда он даже не может
выдержать напора эмоций. Каждый новый звук затрагивал в душе Петра как
бы отдельную струнку.
А если затронуть сразу все струнки, то механизм расстраивается. Так
было, когда он впервые вышел на весеннюю природу. После этого он
несколько дней был в бреду.
Воспринимая каждый звук в отдельности, он мог сложить мелодию.
А, услышав замечательную игру конюха Иохима и своей мамы, у него
появилось влечение к музыке. Музыка – вот способ выразить эмоции,
которые захлестывают его со всех сторон. Дядя Максим и его сестра, мама
Петра, помогают ему найти себя в жизни. И Петр не без их помощи понимает
свое предназначение. Девочка Эвелина, будущая жена Петра, поняла его и
помогла ему своей любовью, лаской, чуткостью и состраданием.
Петр «носился» со своим горем, не зная и не понимая своего
назначения в жизни, однако после встречи с нищим и бродягами он
понимает, что он живет в достатке. А нищие хоть и зрячие, но они сидят
на морозе ради копеек. Это две сюжетные линии, без которых рассказ
потерял бы свой смысл. Без сострадания к другим Петр не понял бы, что он
не один несчастный в этом мире. Просто есть разные стороны несчастий.
Повесть заканчивается концертом, который отмечает конец юношества в
жизни слепого музыканта. А воспитавший его дядя Максим говорит себе: «Да
он прозрел…и сумеет напомнить счастливым о несчастных.»...