Помогите составить план текста ...
1) Вступление (озаглавить)
2) Основная часть (озаглавить)
- (озаглавить подпункты)
- (озаглавить подпункты)
- (озаглавить подпункты)
…
3) Заключение (озаглавить)
Молодое поколение в драме «гроза»
Старый мир “темного царства” представлен в пьесе богатой купчихой
Кабановой и купцом Диким. Еще велика их власть над окружающими, но они уже
начинают ощущать пробуждение чего-то нового, чуждого и ненавистного им. “Помимо
их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще и не видна
хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения
темному произволу самодуров.
Представителями молодого поколения в “Грозе” являются Катерина, Борис, Тихон, Кудряш и Варвара.
Дочь Кабановой, Варвара, тоже легко приспосабливается к морали “темного царства”. Не желая жить в неволе, терпеть власть матери, она легко становится на путь обмана, который делается для нее привычным. Она утверждает, что иначе и жить нельзя: весь дом у них на обмане держится. “И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно
стало”, — оправдывается девушка. “Делай, что хочешь, только бы шито да крыто
было”, - учит она Катерину. Однако Варвара хитрила, пока была возможность,
когда же ее стали на замок запирать, убежала из дому, вырвалась на свободу
из-под власти Кабанихи.
Сын Кабановой, Тихон, от природы простодушен и незлобив. Он по-своему любит и жалеет жену, по мнению Добролюбова, “в нем есть совесть, есть желание добра, но он постоянно действует против себя и служит покорным орудием матери”. Но задавленные
под гнетом Кабанихи лучшие качества Тихона не погибли окончательно. Смерть жены
пробуждает их ото сна. Освободившись, наконец, от вечного страха и
трепета перед матерью, Тихон впервые в жизни осмеливается обвинять ее.
Из молодого поколения более всех слаб и жалок Борис, племянник Дикого. По своему характеру он очень похож на Тихона. “Борис - такой же в сущности, только “образованный”.
Образование отняло у него силу делать пакости... но оно не дало ему силы
противиться пакостям, которые делают другие. Борис не способен защитить
ни себя, ни любимую женщину. Сознавая свое бессилие, он только беспомощно
мечется и кричит.
Этот бессильный, слабохарактерный человек становится предметом великой страсти Катерины, натуры чистой, возвышенной, поэтической. Как отличается она от других молодых людей Калинова! Всем им в тягость кабала патриархальных устоев “темного царства”, но они стоят на позиции житейских компромиссов, они научились обходить гнет старших, каждый сообразно своему характеру. Но именно на фоне их
бессознательной и компромиссной позиции нравственно высокой выглядит страдающая
Катерина.
Катерина - человек глубоко религиозный и богобоязненный. Так как согласно христианской религии самоубийство является большим грехом, то сознательно совершив его, она показала не слабость, а силу характера! Ее смерть- вызов “темной силе”, желание жить в “светлом царстве” любви, радости и счастья.
Как ни трагичен такой
исход, Добролюбов отмечает, что “конец этот кажется нам отрадным...: в нем дан
страшный вызов самодурной силе... с ее насильственными, мертвящими началами”.
По мнению критика, в образе Катерины воплотилась “великая народная идея” — идея
освобождения.