Распад СССР привел к разрушению
традиционных экономических связей с быв¬шими республиками. В 1992-1995
гг. падал товарооборот с государствами СНГ. Россия продолжала
поставлять им топливно-энергетические ресурсы, прежде всего нефть и газ.
В структуре импортных поступлений преобладали товары народного
потребления и продовольствие. Одним из препятствий на пути развития
торговых отношений являлась образовавшаяся в предшествующие годы
финансовая задолженность России со стороны государств Содружества. В
середине 90-х годов ее размер превышал 6 млрд. долл.
Российское правительство стремилось сохранить интеграционные связи
между бывшими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был создан
Межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в
Москве. Между шестью (Россией, Белоруссией, Казахстаном и др.)
государствами был заключен договор о коллективной безопасности,
разработан и утвержден устав СНГ. Вместе с тем Содружество стран не
представляло собой единой оформленной организации.
Межгосударственные отношения России с бывшими республиками СССР
складывались непросто. Велись острые споры с Украиной из-за раздела
Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Конфликты с
правительствами государств Прибалтики вызывались дискриминацией
проживающего там русскоязычного населения и нерешенностью некоторых
территориальных вопросов. Экономические и страте¬гические интересы
России в Таджикистане и Молдавии явились причинами ее участия в
вооруженных столкновениях в этих регионах. Наиболее конструктивно
развивались взаимоотношения между Российской федерацией и Белоруссией.