Реферат на тему:
Вежливость
План:
1 Техника вежливого обращения
Примечания
Литература
Ве́жливость — нравственная и поведенческая категория, черта характера. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается выражением хороших манер и знания этикета. Поскольку вежливость — культурный феномен, то, что считается вежливым в одной культуре, может считаться грубым или странным в другой. Обычно вежливость позволяет людям чувствовать себя комфортно в обществе друг друга и избегать напряженности в отношениях. Однако различия в нормах поведения людей разных культур и субкультур могут также приводить к тому, что в результате часть присутствующих может чувствовать себя неловко, стесняться грубости своих манер или даже воспринимать происходящее как агрессию.
Британские ученые Броун и Левинсон выделяют два вида вежливости:
негативная вежливость — подчеркивание права собеседника на выбор в той или иной ситуации, применяя, например, фразы типа «если не возражаете» или «если Вас не затруднит» ;
позитивная вежливость — выражение уважения к потребности людей в том, чтобы их ценили и понимали.
Кроме того, имеются исследования гендерной зависимости форм вежливости [1][2].
Японские ученые утверждают, что в восточной культуре, в отличие от западной, вежливость не является произвольным актом, а отражает социальную иерархию. В японском языке существует два уровня вежливого общения, один для близких, семьи и друзей, другой для всех прочих. Кроме того, существуют разные языковые средства для вежливого обращения в зависимости от пола, возраста, социального статуса, степени близости и других культурных факторов.
В современном русском языке для обозначения исключительной вежливости, учтивости (иногда с оттенком иронии) также используется слово полите́с (фр. politesse — вежливость) . Применительно к действительности XVII века слово политес означает «определённый порядок соблюдения светского этикета» .
На Руси использовалось также существительное «вежа» — знающий, сведущий, буквально означает — ведающий жизнь.
Вежливец — в некоторых диалектах, почётное название колдуна, знахаря на церемониях (свадьбах) [3].
1. Техника вежливого обращения
Употребление выражений неопределенных или смягчающих смысл, позволяющих сблизить позиции собеседников в случае негативной ответной реакции, например, «есть небольшая проблема» , «мы немного поспорили» , «я в этом плохо разбираюсь» …
Вежливая, но очевидная ложь, заведомо никого не вводящая в заблуждение, например, отклонение приглашения ввиду занятости.
Использование эвфемизмов и коннотаций.
Предпочтение вопросительных выражений утверждениям, например: «Вы были в магазине, не так ли?» ;
использование отрицаний вместо прямых вопросов: «Вы еще не зашли в магазин?» ;
употребление аффективной лексики, выражающей беспокойство за собеседника: «Вы не были там слишком долго?» ;
смягчение требований вопросительной формой: «Вы не могли бы подать мне это?» ;
смягчение требований приглашением собеседнику прокомментировать их: «Вам ведь нетрудно это сделать, не так ли?»