В романе Толстого “Война и мир” одной из главных героинь
является Наташа Ростова. В ней автор воплотил, по его мнению, идеал
женщины-матери. Автор рисует Наташу в развитии, он прослеживает ее жизнь на
протяжении длительного времени. С годами меняются ощущения и мировосприятие
героини.
Впервые в романе
она появляется тринадцатилетней девочкой, “черноглазая, с большим ртом,
некрасивая, но живая”. Подчеркивая внешнюю непривлекательность своей героини,
Толстой утверждает, что гораздо важнее красота души, внутренний потенциал;
одаренность, способность к пониманию, чуткость, тонкая интуиция. Простота,
естественность и одухотворенность Наташи побеждают ум и хорошие манеры. Толстой
противопоставляет живую, энергичную, всегда неожиданную Наташу холодной Элен,
светской женщине, живущей по заведенным правилам, никогда не совершающей
необдуманных поступков. Элен, в отличие от Наташи, никогда бы не позволила бы
себе при Марье Дмитриевне, которую все боятся, спросить через весь стол, какое
пирожное будет сегодня на ужин. Элен - порождение
общества, в котором Наташа появляется лишь однажды. Она не испорчена его
условностями и предрассудками и живет лишь по тем законам, которые диктует ей
сердце, сохраняя жизнерадостность, естественность и непосредственность. С возрастом в
Наташе возникает желание быть в центре внимания, вызывать всеобщее восхищение.
Наташа любит себя и считает, что все также должны ее любить; хотя героине и
присущ эгоизм, это эгоизм еще искренне-детский, свойственный личности
несформировавшейся. Она любит думать о себе от третьего лица и сама о себе
замечает: “Что за прелесть эта Наташа!” И все действительно восхищаются ею,
любят ее. Наташа одним впечатлением определяет общественное поведение,
заставляет по-новому видеть вещи. Наташа принадлежит
к тем персонажам, которые живут “умом сердца”. Об уме же героини судить сложно.
Пьер говорит, что Наташа “не удостаивает быть умной”. Ее предназначение состоит
в другом: она оказывает влияние на нравственную жизнь других героев, обновляя и
возрождая их к жизни. Разрешая каждым своим поступком сложные вопросы, Наташа
как бы сама олицетворяет ответ на вопрос, который так долго и мучительно ищут
Андрей Болконский и Пьер Безухов. У самой же героини нет склонности оценивать и
анализировать поступки и явления. В этом смысле она обладает собственным,
прямым знанием ценностей жизни. Многие эпизоды
романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, делает их лучше,
добрее, возвращает им любовь к жизни. Например, когда Николай Ростов
проигрывает Долохову в карты и возвращается домой раздраженный, не ощущающий
радости жизни, он слышит пение Наташи и с этим умиротворяющим голосом забывает
свою неудачу. В этот же момент Николай чувствует, что сама жизнь прекрасна и
что все остальное - мелочи, не стоящие внимания. В данный момент герой думает:
“Все это: и несчастья, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь - все вздор, а вот
она — настоящее”. Героине Толстого
свойственно сострадание. Наташа очень хорошо понимает и жалеет Денисова,
сделавшего ей предложение. Когда плакала Соня, Наташа, не зная причины ее слез,
“распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурной, заревела как
ребенок... и только оттого, что Соня плакала”. Толстой наделяет свою героиню
редкими душевными качествами: чуткостью и интуицией. В Наташе
изначально заложен русский национальный характер.