«Мужи», возвышавшиеся тем или иным образом над общим уровнем массы свободных общинников, именовались в древнерусских текстах «вятшим»,
«лутшим» или «нарочитым» мужами. Необходимо иметь в виду, что
определялась данная социальная категория относительно «людей», и она
дает нам возможность взглянуть на общество их глазами. Именно
в их среде они «были у всех на устах, о них говорили, их нарекали (реку
- нарок)» [1], среди них они были лучшими, чем-то значительными
персонами. Понятно, что встать над массой можно благодаря разным
обстоятельствам. Древнерусская
множественность оснований социальной стратификации проявлялась здесь
весьма ярко. Фактически, существовало только одно ограничение:
превосходство должно было быть проявлено в социально значимой сфере. К
таковым относилась, например, сфера военная. Важность ее была
обусловлена широким участием свободного населения в военных действиях в
качестве народного ополчения и всеобщим его вооружением.