Двадцатый век ознаменовался
множеством нововведений в искусстве и литературе, связанных с катастрофическими
изменениями в общественном сознании в период революций и мировых войн. Новые
условия социальной действительности оказали воздействие на всю художественную
культуру в целом, с одной стороны, дав
новое дыхание классической традиции, а с другой – породив новое
искусство – АВАНГАРДИЗМ (от фр.авант-передовой и
гард-отряд), или МОДЕРНИЗМ (от лат. модернус-новый, современный), наиболее
полно отражавшее лицо времени. По существу, термином «модернизм» обозначаются
художественные тенденции, течения, школы и деятельность отдельных мастеров ХХ
века, провозгласивших свободу выражения основой своего творческого метода.
Художественная культура переживала
невиданный до сих пор грандиозный распад на резко различные движения.
В этих бурных и многочисленных
художественных движениях можно выделить несколько основных: фовизм,
экспрессионизм, абстрактивизм, футуризм, кубизм, сюрреализм, пуризм, орфизм,
конструктивизм.
С точки зрения
культурно-исторического значения среди направлений и художников авангардизма
есть глобальные, а есть и узколокальные. К глобальным, резко повлиявшим на ход и развитие
художественной культуры, можно отнести абстрактное искусство, дадаизм, конструктивизм,
сюрреализм, концептуализм, творчество Пикассо в визуальных искусствах;
додекафонию и алеаторику в музыке; Джойста Пруста, Хлебникова в литературе.Авангардизм расшатыванием и
разрушением традиционных эстетических норм и принципов, форм и методов художественного
выражения и открытием возможности неограниченных новаций в этой сфере, часто
основанных на самых новых достижениях науки и техники, открыл путь к переходу
художественной культуры в новое качество. В смысле художественно-эстетической
ценности уже сегодня ясно, что большинство его представителей создали преходящие,
имевшие чисто экспериментальное значение произведения. Этим авангардизм выполнил свою функцию в
новоевропейской культуре и в основном завершил свое существование в качестве
некоего глобального феномена в 60-70-е гг. Однако именно авангардизм дал и крупнейшие фигуры ХХ века, уже вошедшие в
историю мирового искусства: Кандинского, Шагала, Малевича,
Пикассо, Матисса, Модильяни, Дали, Джойса, Пруста, Кафку, Элиота, Ионеску, Ле
Корбюзье и многие др.
К музыкальному авангардизму
относят обычно так называемую конкретную музыку, основанную на свободе тоновых
созвучий, а не на гармоническом ряде: соноризм, электронную музыку.
Первые поиски в данном направлении
были предприняты еще в самом начале ХХ
века русским композитором А.Н. Скрябиным.