нужно сравнить духовную жизнь ссср и духовную жизнь России в 90-х гг

0 голосов
24 просмотров
нужно сравнить духовную жизнь ссср и духовную жизнь России в 90-х гг

История (56 баллов) | 24 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Духовная жизнь в стране в 20-30-е гг.
Противоречивость, неоднозначность духовных и культурных процессов в пе­риод перехода от «военно-коммунисти­ческих» способов хозяйствования к но­вой экономической политике. Некото­рые элементы духовной свободы в пери­од нэпа и гонения на видных российских ученых. Эмиграция добровольная и принудительная. «Философский паро­ход» 1922 г. — высылка из страны изве­стных философов, историков, экономи­стов, социологов. Негативные послед­ствия этой административной акции для интеллектуального и духовного развития страны.
«Великий перелом» в экономике страны, переход к административно-ко­мандной системе и отражение этих про­цессов в духовной и культурной жизни народа. Изменение образа жизни, ду­ховных традиций в городе и деревне. Рост населения городов. Трудовой энту­зиазм, порыв масс к созиданию новой жизни. Строительство заводов, фабрик, дорог, электростанций, шахт, городов и унификация взглядов, сознания людей.
Крестьянский уклад, быт российской деревни в условиях принудительной коллективизации. Разрушение нрав­ственных устоев и семейных традиций. Изменение трудовой этики крестьян­ства. Формирование новых нравствен­ных ориентиров.
Советская власть и церковь. Разнуз­данное безбожие в официальной идеоло­гии. Закрытие церквей. Преследование за религиозную деятельность. Судебные процессы над священнослужителями. Судьба патриарха Тихона. Разрушение храма Христа Спасителя (1931) и других церковных сооружений — удар по ду­ховным основам и историческим тради­циям народа.
Массированная пропаганда неиз­бежности классовой борьбы — началь­ный элемент культурной революции, постулат, внедряемый в сознание обще­ства. Изменения в области народного об­разования, успехи в ликвидации негра­мотности и массового просвещения на­рода. Развитие высшей школы, измене­ние ее состава.

Успехи в области науки: Н. И. Вави­лов, А. Л. Чижевский, Н. Е. Жуковский, К. Э. Циолковский, И. П. Павлов и др. Идеи космизма, ноосферы в трудах В. И. Вернадского, Н. К. Рериха. Разгром ряда научных направлений. Воздей­ствие на общественное сознание «Крат­кого курса ВКП (б)» . Формирование но­вых поведенческих стереотипов. Судь­бы российских ученых в условиях тота­литарного режима.

Противоречивые процессы в разви­тии литературы и искусства. Прекра­щение деятельности Пролеткульта и РАППа. Постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художест­венных организаций» (1932). Создание творческих союзов, установление над ними жесткого партийного контроля.

Власть и писатель: М. Горький, С. А. Есенин, В. В. Маяковский, М. А. Бул­гаков, А. П. Платонов, Е. И. Замятин, А. Н. Толстой, М. А. Шолохов и др. — раз­личие их судеб.

Многообразие форм развития духов­ной и культурной жизни в стране и воз­никшая в начале 30-х гг. тенденция к унификации и подчиненности культуры идеологическим установкам. Влияние политических процессов и репрессий на общественное сознание, морально-нравственные устои личности. Человек в системе ценностей нового общества: духовные интересы, потребности. Фено­мены массового сознания. Роль комсо­мола в формировании духовного облика молодежи.

Изменения в жизни и сознании наро­дов национальных окраин. Достижения и утраты в развитии их духовности и культуры.

Общественные деятели и писатели Запада (Р. Роллан, Л. Фейхтвангер, А. Жид) и другие современники о духов­ной жизни, развитии экономики и куль­туры в СССР: противоречивые оценки, споры, разногласия. Современные дис­куссии об успехах и потерях в духовной и культурной жизни страны в 20-30-е гг

(154 баллов)