Духовная жизнь в стране в 20-30-е гг.
Противоречивость,
неоднозначность духовных и культурных процессов в период перехода от
«военно-коммунистических» способов хозяйствования к новой
экономической политике. Некоторые элементы духовной свободы в период
нэпа и гонения на видных российских ученых. Эмиграция добровольная и
принудительная. «Философский пароход» 1922 г. — высылка из страны
известных философов, историков, экономистов, социологов. Негативные
последствия этой административной акции для интеллектуального и
духовного развития страны.
«Великий перелом» в экономике страны,
переход к административно-командной системе и отражение этих процессов
в духовной и культурной жизни народа. Изменение образа жизни, духовных
традиций в городе и деревне. Рост населения городов. Трудовой
энтузиазм, порыв масс к созиданию новой жизни. Строительство заводов,
фабрик, дорог, электростанций, шахт, городов и унификация взглядов,
сознания людей.
Крестьянский уклад, быт российской деревни в
условиях принудительной коллективизации. Разрушение нравственных устоев
и семейных традиций. Изменение трудовой этики крестьянства.
Формирование новых нравственных ориентиров.
Советская власть и
церковь. Разнузданное безбожие в официальной идеологии. Закрытие
церквей. Преследование за религиозную деятельность. Судебные процессы
над священнослужителями. Судьба патриарха Тихона. Разрушение храма
Христа Спасителя (1931) и других церковных сооружений — удар по
духовным основам и историческим традициям народа.
Массированная
пропаганда неизбежности классовой борьбы — начальный элемент
культурной революции, постулат, внедряемый в сознание общества.
Изменения в области народного образования, успехи в ликвидации
неграмотности и массового просвещения народа. Развитие высшей школы,
изменение ее состава.
Успехи в области науки: Н. И. Вавилов,
А. Л. Чижевский, Н. Е. Жуковский, К. Э. Циолковский, И. П. Павлов и др.
Идеи космизма, ноосферы в трудах В. И. Вернадского, Н. К. Рериха.
Разгром ряда научных направлений. Воздействие на общественное сознание
«Краткого курса ВКП (б)» . Формирование новых поведенческих
стереотипов. Судьбы российских ученых в условиях тоталитарного режима.
Противоречивые процессы в развитии литературы и искусства.
Прекращение деятельности Пролеткульта и РАППа. Постановление ЦК ВКП (б)
«О перестройке литературно-художественных организаций» (1932).
Создание творческих союзов, установление над ними жесткого партийного
контроля.
Власть и писатель: М. Горький, С. А. Есенин, В. В.
Маяковский, М. А. Булгаков, А. П. Платонов, Е. И. Замятин, А. Н.
Толстой, М. А. Шолохов и др. — различие их судеб.
Многообразие
форм развития духовной и культурной жизни в стране и возникшая в
начале 30-х гг. тенденция к унификации и подчиненности культуры
идеологическим установкам. Влияние политических процессов и репрессий на
общественное сознание, морально-нравственные устои личности. Человек в
системе ценностей нового общества: духовные интересы, потребности.
Феномены массового сознания. Роль комсомола в формировании духовного
облика молодежи.
Изменения в жизни и сознании народов национальных окраин. Достижения и утраты в развитии их духовности и культуры.
Общественные
деятели и писатели Запада (Р. Роллан, Л. Фейхтвангер, А. Жид) и другие
современники о духовной жизни, развитии экономики и культуры в СССР:
противоречивые оценки, споры, разногласия. Современные дискуссии об
успехах и потерях в духовной и культурной жизни страны в 20-30-е гг