Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака "Определение
поэзии"
Стихотворение было написано в 1917 году. В
нем поднимается тема поэзии, дана попытка обозначить ее природу. Тема поэзии,
те или иные аспекты поэтического творчества постоянно привлекали внимание едва
ли не всех поэтов. В русской литературе эта тема поднималась в стихотворениях
таких поэтов, как Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Некрасов, Блок, Маяковский, Есенин,
Ахматова, Цветаева и многих других. Свой вклад в разработку темы природы
поэтического творчества вложил и Пастернак. Пытаясь дать определение поэзии, лирический
герой охватывает взглядом, слухом и осязанием все окружающее:
Это — круто налившийся свист,
Это — щелканье сдавленных льдинок,
Это — ночь, леденящая лист,
Это — двух соловьев поединок.
Стихотворение
не разбито автором на строфы через пробелы, но в условной первой строфе дается
звуковое понимание поэзии – например, через соловьиную трель или свист. Но
автор не ищет легких путей и простых описаний, он прибегает к использованию
очень сложных метафор, которых непосвященному или обывательскому уму понять
трудно.
Например,
поэт пишет «щелканье сдавленных льдинок» вместо того, чтобы сказать об обычном
хрусте снежинок под ногами, известном каждому. Фигаро – усеченное название
оперы Моцарта «Женитьба Фигаро», а значит, тоже музыка для посвященных. А
непонятное слово «садкан» - означает название одной их тантрических духовных
практик.
Особое
внимание притягивает к себе строчки «это - сладкий заглохший горох, это - слезы
вселенной в лопатках». Опять же, сам поэт давал разъяснения этой сложной
метафоре: лопатками раньше назывались стручки молодого зеленого гороха. Таким
образом, «слезы вселенной» оказываются как бы горошинами, прикрепленными к
стручку, который рано или поздно раскроются, и тогда слезы-горошины будут
выплаканы.
Поэт
очень много сочетает высокого и низкого: Фигаро – на грядку, «небосвод
завалился ольхою», доски в воде. Таким образом, поэт четко дает понять, что
именно такое сочетание и рождает поэзию. Борьба и единство противоположностей
дает новое понимание сути всех на свете вещей и явлений окружающего мира. Один
предмет перерождается в другой, все взаимосвязано и взаимозависимо, и в то же
время противостоит друг другу.
Это
подтверждает и финал стихотворения, поскольку «вселенная», которая готова была
расплакаться в середине произведения, оказалась «место глухое». Значит, только
здесь, на Земле, где живет чувствующий, слышащий, осязающий и все понимающий
человек, и рождается поэзия.