«Герни́ка» — картина Пабло Пикассо,
написанная в мае 1937 г. по заказу правительства Испанской Республики для
испанского павильона на Всемирной выставке в Париже. Тема картины, исполненной
в манере кубизма и в чёрно-белой гамме, — бомбардировка Герники, произошедшая
незадолго до этого. После выставки полотно выставлялось в ряде стран (в
основном в США). Сам Пикассо заявлял, что хотел бы видеть её в музее Прадо, но
лишь после восстановления в Испании республики. Картина была помещена в Прадо в
1981 году, а в 1992 году перевезена с другими произведениями искусства XX века в Музей королевы Софии в Мадриде, где и
хранится по сей день.«Герника» представляет собой полотно-фреску,
написанную маслом в чёрно-белых тонах, 3,5 м высотой и 7,8 м длиной.
Это огромное полотно было написано с невероятной скоростью — всего за
месяц.«Герника» представляет сцены смерти,насилия,страдания и беспомощности, без указания их
непосредственных причин. Выбор черно-белой палитры, с одной стороны, передает
хронологическую близость к газетной фотографии того времени, с другой —
отражает безжизненный характер войны.«Герника» изображает страдающих людей, животных, и здания,
трансформированные под воздействием насилия и хаоса.Впервые произведение «Герника» было вставлено на
всеобщее обозрение в июне 1937 году в испанском павильоне на Всемирной выставке
и вызвало очень неоднозначную реакцию у критиков и даже поклонников художника.
Французский архитектор Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии испанского
павильона, вспоминал потом: "Герника" видела в основном спины
посетителей", а сам художник, вспоминал познее: "Чего только не
довелось мне услышать о моей "Гернике" и от друзей, и от врагов".