БУДНЫЙ Сымон
(1530 (?) — 13.1.1593)
Гуманист, просветитель,
теолог, религиозный реформатор, философ, историк, филолог Великого
княжества Литовского. Родился в д. Буды в Мазовии (ПНР). Окончил
факультет свободных искусств Ягелонского университета в Кракове,
возможно, и теологический факультет Базельского университета. С 1558
преподавал катехизис на белорусском языке в протестантской школе в
Вильно. С 1560 в Клецке исполнял обязанности протестантского
проповедника. Был идейным руководителем Несвижской типографии в первые
годы её основания. В 1562 издал в ней «Катехизис» — первую на территории
Белоруссии книгу на белорусском языке. Там же напечатана его книга «Об
оправдании грешного человека перед богом» (не сохранилась) и др. С
середины 1560-х годов жил в поместьях магнатов Кишков (Холхлово,
Заславль. Лоск), развернул литературно-публицистическую деятельность.
Издал на латыни и на польском языке: «Библию» (Несвиж, 1572). «Новый
завет» (Лоск, 1574), предисловие, комментарии и замечания к нему-первая в
мировой литературе попытка реалистической критики евангельских книг:
несколько работ о человеческой природе Христа, среди которых «О
главнейших положениях христианской веры» (Лоск, 1576). Автор предисловия
к трактату А. Маджевского Фрича 14 «Об усовершенствовании Речи
Посполитой» (Лоск. 1577), книги «О светской власти» (Лоск, 1583). вёл
острую религиозно-философскую и социально-политическую полемику. В 1589 в
Полоцке полемизировал с иезуитскими теологами: отвергал догмат о
бессмертии души, защищал тезис о том, что душа умирает вместе с телом
человека, что нет ни ада, ни рая. Последние годы жизни провёл в Вишневе
(Воложинский р-н). где и умер. С. Будный — один из основоположников
научной критики Библии. Его идеи оказали влияние на развитие
европейского рационализма 17 в… а сочинения содействовали формированию
русского свободомыслия. Его рационалистическое учение подготовило почву
для развития в Белоруссии атеистической и материалистической мысш. Как
продолжатель традиций ф. Скорины, он писал о необходимости освоения
европейской культуры, созданной на различных языках, в т. ч. на
славянских. Отмечал богатые духовные истоки и достижения белорусского
народа, призывал к развитию белорусской культуры на родном языке. Эти
идеи явились одним из факторов становления национального самосознания.
Был идеологом прогрессивно настроенных шляхты и горожан. Оправдывая
гражданские и государственные основы того времени, и в частности
крепостничество, требовал ограничения феодального самовластия. Выступа.л
за равенство всех сословий перед законом и за справедливость
правосудия. Войны разделял на справедливые, ведущиеся для защиты родины,
и несправедливые, захватнические. Осуждал агрессивную политику
феодалов, считал, что для простого народа, для развития ремесла и
торговли, распространения просвещения необходим мир. что феодалы и
богатые горожане должны заботиться об образовании простого народа и не
жалеть средств на строительство школ. Как талантливый и широко
образованный литератор внёс большой вклад в развитие белорусского языка.
Имя
С. Будного привоено типографии в г. Несвиж: его именем названы улицы в
Несвиже и в д. Холхлово Молодечненского р-на: на зданиях Несвижской
типографии, Холхловской средней и Лосской восьмилетней школ Воложинского
р-на установлены мемориальные доски; в Несвиже ему поставлен памятник.
Его имя высечено на летописном камне у д. Мясота (62-й км шоссе Минск —
Молодёчно), установленном в честь известных людей, проезжавших по этому
старинному тракту