Солженицын нарисовал безотрадную картину духовной нищеты и нравственного уродства современной советской деревни, показав, впрочем, в этой пустыне единственную праведницу Матрену и задавшись вопросом: что перетянет на весах истории? Ведь, как говорит русская пословица, одно слово правды весь мир перетянет.
Матрёнин двор-символ особого устройства, “лада”, где есть труд и честность, доброта и терпение, согласие с самим собой и сопричастность всему сущему. Матрёна живёт по канонам, завещанным предками, по правилам, которые считает незыблемыми.
Жизненная правда Матрены проникнет и сохранится в душе ее последователя – Игнатича. Поэтому несколько оптимистично звучание трагической концовки рассказа: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она тот самый праведник, без которого,
по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”. Нравственная позиция рассказчика, сумевшего проникнуться душевной добротой и народной мудростью, позволяет читателю предположить в нем праведничество. Он остается праведником
в селе, а значит, есть надежда на будущее, возрождение добра и справедливости. Видимо, с этими надеждами было связано первоначальное название рассказа -
“Не стоит село без праведника”.