Слова и звуки… Звуки и слова.
В них полной жизни выраженье,
Вся цепь существ, от тьмы до херувима.
Все оживает в звуках и словах…
В словах и звуках — вечный ключ сердец…
Евдокия Растопчина (1867)
В условиях современного образовательного процесса взаимодействие таких учебных дисциплин как музыка и литература оказывает колоссальное воздействие на развитие духовных потребностей ребенка, позволяя ему целостно и полно воспринимать окружающий его мир.
Тесная взаимосвязь этих двух предметов в истории отечественного образования прослеживалась всегда. В период становления педагогики она носила характер простого взаимного иллюстрирования, иногда подкрепления каких-то произведений искусства примерами из других областей. Современная школа изменила свой подход к взаимодействию этих двух дисциплин. Возникшее в 70-х годах новое для того периода направление в педагогике, было ориентировано на интеграцию искусств в школьном полихудожественном воспитании.
На сегодняшний день интеграция в школьном образовании не только не утратила своей актуальности, но и занимает все большее место в развитии различных методологических подходов и приемов в структурном построении драматургии урока.
Программа музыкального образования под редакцией Д. Б. Кабалевского насквозь пронизана интеграционными связями. Взаимовлияние музыки и литературы ребята ощущают уже на первых уроках музыки в начальной школе. Именно в этот период ученики постепенно начинают осознавать, что музыка и слово связаны с природой человека.
Так, знакомство с музыкой балета «Конек-Горбунок» Р. Щедрина немыслимо без обращения к литературному сюжету сказки П. Ершова. Цитаты из текста, анализ музыкальных интонаций, особенности оркестровки, помогают не только зримо представить образ неуклюжего царя Гороха, но и уловить иронично — насмешливое отношение к нему композитора Родиона Щедрина.
А сколько радости младшие школьники получают, сравнивая остроумнейшие стихи Агнии Барто со смешной музыкой песни «Болтунья» Сергея Прокофьева. Они самостоятельно анализируют литературный текст, находят в музыке те средства музыкального языка, которые композитор использует