Сегодня многим хорошо знаком исторический образ Александра Невского, основа которого была заложена еще во времена Ивана Грозного, однако же, как ни странно это прозвучит, об Александре Невском нет вполне достоверных исторических известий — непротиворечивых и, соответственно, неопровержимых. Скажем, многим знаком отличный церковный отзыв об Александре, но в той же Новгородской Первой летописи можно почерпнуть и сущий кошмар, если осмыслить суть написанного. Например, как мы увидим ниже, архиепископ Новгородский Спиридон по меньшей мере однажды отказался благословить Александра, а это значит, что числил его Спиридон чуть ли не за демона — буквально так (благословение почему-то не считается таинством, хотя на деле это таинство: что может священник своей лишь силой?). Не сложились у Александра отношения и с преемником Спиридона, архиепископом Далматом, хотя в Новгородской летописи написано, что архиереев Александр любил, слушал и уважал… Нет, действительности это сообщение не соответствует — не является неопровержимым, как и прочие данные об Александре. К сожалению, вся политическая деятельность Александра открывается нам лишь в свете современных исторических теорий, только предполагающих мотивы его действий и цели, причем на основании заведомо неполных данных или искаженных, как мы увидим ниже. Действительное же положение вещей не известно, и нет такой исторической теории об Александре, которая бы учла все данные и попыталась их согласовать.