Образ природы в произведениях Пришвина и
Паустовского. В отечественной прозе XX века непревзойденными
мастерами пейзажа были Пришвин и Паустовский. Их роднит не только задушевное
отношение к природе, не только талант тонкого наблюдателя и доскональное знание
природной жизни, но и то, что в теме природы оба писателя поднимали философские
проблемы. Особенно это заметно в творчестве Пришвина, который полагал, что
человеку следует учиться у природы доброте и мудрости, что стремление к
гармонии с природой должно стать насущной потребностью человека. В таких
произведениях, как «Кладовая солнца» и «Корабельная чаща», настойчиво
проводится мысль о том, что человек и природа должны жить в мире, взаимно
обогащая друг друга. Этим творчество Пришвина выгодно отличалось от многих
произведений советской довоенной (а отчасти и послевоенной) литературы, в
которой на первый план выходил пафос насильственного покорения природы:
вспомним хотя бы известные строки Маршака: «Человек сказал Днепру: / Я стеной
тебя запру» — и весь пафос этого стихотворения, вспомним и крылатую фразу
Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша
задача». В произведениях Паустовского, Пришвина, позднее Бианки акцентировались
несколько иные аспекты проблемы, упор делался на «мирное сосуществование»
человека и природы.