Подводя итоги, вновь обратим внимание на проблемно-тематическое, жанровое, стилевое богатство и многообразие поэзии Рубцова, цельность и единство его поэтического мира, сложность, противоречивость и глубокую внутреннюю органичность его художественной системы, ее становления и формирования, ее столь яркого проявления в стихах зрелой поры. Поэзия Рубцова вобрала и отразила важную сторону литературного развития второй половины XX столетия. Безусловно правы те, кто отмечал, что его творчество не сводится к понятиям "тихой лирики", "деревенской поэзии", хотя деревня, сельская природа и быт всегда были особо притягательными для поэта и, очевидно, есть основания говорить об этом в связи с формированием и развитием в 60—70-е годы так называемого "почвенного направления" в русской поэзии (А. Прасолов, Б. Примеров, Н. Тряпкин, О. Фокина и др.). И все же его лирика, не укладываясь в рамки какого-либо направления или "школы", встает прежде всего в другой, гораздо более внушительный литературно-поэтический ряд, соотносится с большими явлениями национальных классических и фольклорных традиций, которые он по-своему возрождал и обновлял. В числе поэтов, чей опыт впитывал и преображал Рубцов, могут быть, безусловно, названы имена Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Кольцова, Никитина, Блока, Ахматовой, Есенина, Твардовского, Заболоцкого, Кедрина. Из поэтов-современников он ощущал творческую близость и был в дружеских отношениях не только с А. Яшиным, С. Викуловым, Вл. Соколовым, Ст. Куняевым, но и с Г. Горбовским, Н. Анциферовым и некоторыми другими. С большим интересом и уважением относился к песенному творчеству В. Высоцкого. В его записной книжке был и телефон И. Бродского, стихотворение которого "Слава", посвященное Е. Рейну, сохранилось среди рубцовских бумаг. Жизнь и творчество Рубцова пришлись на самые сложные и трагические десятилетия в истории России XX века и оборвались преждевременно, не дав реализовать все незаурядные возможности его таланта. Но и то, что он успел сделать, вошло яркой и неповторимой страницей в историю русской поэзии, стало несомненным вкладом в духовную культуру, впитав и творчески продолжив русскую национальную традицию, по-своему отразив существенные и характерные тенденции литературно-поэтического процесса