"Любимейший русский поэт, представитель
добрых начал в нашей поэзии, единственный талант, в котором есть жизнь и сила.
"
Н.А.Добролюбов
Николай Алексеевич Некрасов — великий
русский поэт 19 века. Основной темой его творчества является народ. Некрасов пишет о судьбе народа, о его
жизни, быте, о радостях и горестях народа. Таким
произведением является поэма «Кому на Руси жить хорошо?». Эта поэма написана о
народе и для народа. Поэма «Кому на
Руси жить хорошо?» — это книга о русской жизни. Свое произведение Н.А. Некрасов
начал писать в 1863 году. И эта работа
продолжалась до конца жизни Некрасова, хотя так и осталась незаконченной. Крестьянская
реформа от 19 февраля 1861
года должна была завершить существование крепостного права; освободить разорённых, измученных голодом
и непосильным физическим трудом, издевательством со стороны помещиков крестьян; должна была
повлечь за собой качественное улучшение их жизни. Должна была, но не сделала; надежда не
преобразовалась в желаемый факт. Не имевшие землю крестьяне были обречены на ещё
большее "рабство", им нужно было опять смириться со своим тяжелейшим уделом (земли или
несчастной долей?) . Частично поменялись лишь действующие лица: "теперь же вместо
барина драть будет волостной". Поэт без намёков и
умолчаний открыто заявляет
о деревенской нищете, всеобщем пьянстве среди озлобленных и утомлённых работой крестьян, их безграмотности и
грубости, низости взглядов ("Когда мужик не Блюхера и не милорда глупого - Белинского и
Гоголя с базара понесёт? "). На помощь Некрасову приходят "говорящие"
географические названия – Горелово,Неелово,Неурожайка и другие; сам народ,
откровенно выражающий свою жизненную безысходность
("Тошен свет, хлеба нет, крова нет, смерти нет"):
В главе «Счастливые» Некрасов рассказывает о
Ермиле Гирине, который встал на защиту крестьян. Это умный, наделенный чувством
справедливости человек. Став крестьянским защитником, Гирин попадает в острог.
Такая же судьба и у «богатыря святорусского» Савелия. Человек острого ума,
могучей силы, он борется против рабской покорности и угнетения. Он понимает
необходимость борьбы и бросается на угнетателей с топором в руках. Его
постигает та же участь каторжника, но дух его не сломлен: «клейменый, да не
раб». Яким
понимает, что крестьянство - великая сила; он горд своей принадлежностью к
нему. Он знает, в чем сила и слабость “крестьянской души”:
Душа, что туча черная -
Гневна, грозна - и
надо бы
Громам греметь
оттудова...
А все вином кончается...
Яким опровергает мнение о том, что крестьянин
беден оттого, что пьет. Он раскрывает истинную причину такого положения -
необходимость работать на “дольщиков”. Каждый по-своему видит и понимает счастье.
Если Агап, Яким, Савелий и другие видят его в протесте и в борьбе, то такие,
как Клим, Ипат, Глеб, довольствуются малым званием холопа.Жизнь Матрены
Тимофеевны, как и у каждой женщины-крестьянки - тяжелая доля и непосильный труд.
«…Не дело - между бабами счастливую искать», - отвечает Матрена на вопрос
странников о счастье.В главе «Пир на весь мир» автор нам показывает два пути «одна
просторная, дорога — торная, страстей раба». По этой дороге идут все, по ней
нетрудно идти. Эта дорога
ведет к богатству, карьере, власти. А по другой «тесной» и «честной» дороге
идут люди, которые борются за счастье народа. По ней идти трудно, и не каждый
выберет эту дорогу. Поэтому автор
осмеивает людей, выбравшим первую дорогу.
В главе «о Двух
великих грешниках» Некрасов призывает к революции. К восстанию крестьян против помещиков. Образ
Кудеяра призван оправдать революционную борьбу в целом. Поэтому легенда приобрела антикрепостнический смысл.
В конце поэмы
Некрасов рисует образ Гриши Добросклонова. Это человек нового типа, в котором
воплощено все то, что затаенно дремало в душах крестьян. Добросклонов
принадлежит будущему, он смотрит вперед, верит в силу и мощь «загадочной
Руси»:
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка-Русь!..
В образе Гриши Добросклонова Некрасов воплотил свое понятие
о счастье: оно в освобождении народа от угнетения и во всеобщем равенстве.
Заканчивается поэма
грозным предупреждением:
Рать подымается —
Неисчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
На многое способна эта рать, если поведут ее за
собой люди, подобные Грише Добросклонову.