У казахов родословная велась по мужской линии. Казах считал своим немере - внуком - только того, кто рождался от сына. Ребенок, родившийся от дочери, назывался жиеном - племянником, а его ребенок - жиеншаром - отпрыском племянника. Так считалось по неписанному закону степей, когда дочерей отдавали в жены только людям из других родов и аулов и потому их дети не могли рассчитывать на положение прямых потомков главы семейного рода. Было даже такое выражение - жиек ел болмас, что в переводе означает - племянника не считай своим! Только теперь, в наше время, детей, родившихся от дочерей, стали называть внуками.Как особые этапы на пути к совершеннолетию в казахской семье отмечали такие события, как бесике салу - укладка новорожденного в люльку, с намёком на то, чтобы быстро рос и набирался богатырского здоровья; тусау кесу - первые шаги ребенка, чтобы он умел ходить и быстро бегать. В этот день по казахскому обычаю в юрту, где малыш сделал свой первый шаг, было принято звать самого старого и уважаемого человека в ауле, чтобы он разрезал ножом специальные веревки, опутывающие ножки ребенка. Атка отыргызу - посадка на лошадь с передачей в руки не только плетки, но и копья, чтобы наследник умел ездить верхом, метал копья лучше всех, далеко и точно.Затем следовал обряд обрезания. В этот день родители 5-7-летнего сына зовут в юрту достопочтенного муллу. И тот совершает обряд, после чего щедро вознаграждается. Затем по обычаю начинается праздник. Созывается много гостей, родственников из соседних аулов, те в свою очередь делают подарки ребенку и его родителям.ОБРЯДЫ И ОБЫЧАИ КАЗАХСКОГО НАРОДА Если рассказать обо всех традициях и обычаях казахского народа, то получится целая история. Каждый праздник или какое-то событие отмечались по-разному, будь то рождение ребенка, свадьба, Наурыз.Жизненные условия, порождавшие необходимость постоянного перемещения с одного места на другое, практически никогда не прекращавшиеся набеги врагов, а ик было очень много, выработали у казахов-кочевников неприхотливость, решимость перед лицом надвигающейся опасности и восклицание Нар-Тауекел!" - "Добро! Рискнем".Поскольку жизнь и благополучие зависели от выносливости, силы, ловкости и смекалки, особое внимание в степи уделялось привитию этих качеств с самого раннего детства. Поэтому многие казахские обряды так или иначе связаны с рождением, детством, юношеством и совершеннолетием молодого человека. Например, на шильдехане - празднестве по поводу рождения сына - состоятельные люди готовили щедрые угощения, приглашали жителей не только своего, но и соседних аулов, устраивали состязания певцов, джигитовку на конях. Ребенка нередко нарекали именем почитаемого в ауле человека. Бывали и случаи, когда младенцу давали первое попавшееся, ничем не приметное имя для того, чтобы рос не на виду у всех, здоровым и крепким.