Федор Конь родился 4 июля 1556 года в Дорогобуже . Отец Федора Коня, Савелий Петров, был плотником. А в 1565 году в Москву на заработки приезжает Савелий Петров, он привез с собой в столицу девятилетнего сына Федора, чтобы научить его ремеслу палатного строительства. Савелий Петров принадлежал к числу «черных людей», не имевших почти никаких прав. В то время за речкой Неглинной строился новый царский дворец, куда и устроился Савелий Петров. Работами руководил опытный мастер — иноземец Иоганн Клеро. В Москве Федор Конь был восхищен почти сказочной прелестью «Василия Блаженного» и величием «Ивана Великого». Большое впечатление произвели на него суровые стены Московского Кремля и Китай-города. Сначала он помогал отцу: таскал доски, копал рвы для фундаментов, приучался к ремеслу палатного строительства, но осенью 1568 года по Москве прокатилась эпидемия огневицы: множество посадских и пришлых людей погибли. Умер и плотник Савелий Петров. Его сына Федора Иоганн Клеро оставил на строительстве , определив его младшим подручным к плотнику Фоме Кривоусову .Вскоре пришлый человек из родных мест сообщил Федору о смерти матери и младших братьев. Осиротевший Федор Савельев ушел со строительства царских палат и продолжает работать в Москве, возводя каменные стены и рубленные избы, строили в ту пору по «образцам», выработанным опытными плотниками и мастерами палатного строительства. В 1571 году на Москву напали орды крымского хана и пожарами были уничтожены почти все деревянные строения. Федор «со товарищами» продолжал строить . Рослый и смышленый юноша становится старшим в плотницкой артели. Он выделялся среди своих товарищей необыкновенной силой и выносливостью. Неслучайно уже шестнадцатилетний Федор Савельев получил прозвище Коня. «Черный» человек Федо0р Конь всей душой простого русского народа любил Русь и отдал для укрепления ее мощи все свои знания и силы.Скитания по Москве и полуголодная жизнь «смерда» не сложили в Федоре Коне неуемного интереса к каменным городовым сооружениям. Жил Федор в ту пору на Арбате во дворе приходского священника Гура Агапитова , у которого любознательный юноша и выучился грамоте, почерпнул кое-какие сведения из священной истории. Федор продолжал ходить по дворам в поисках случайных заработков. Жажда знаний привела Федора к мастеру Иоганну Клеро. Образованный инженер Клеро взялся обучать Коня математике и началам строительной механики. Рассказы о великих зодчих, о древнегреческой и о римской архитектуре, о замках и крепостях, раскрыли перед молодым плотником новый неведомый мир. От Клеро Конь выучился немецкому и латинскому языкам, самостоятельному чтению иностранных книг. К этому времени относится дружба Федора Коня с пушечным мастером Андреем Чеховым. Между тем жизнь артельского плотника шла по-прежнему. Избы, сараи, палаты — редко когда выпадал большой заказ.Наступила весна 1573 года. Федор Конь «со товарищами» ставил хоромы немцу Генриху Штадену , служившему при дворе. Давно у Коня не было большой работы, и он с увлечением отдался выполнению интересного заказа. Работа подходила к концу, вокруг новых хором плотники поставили высокую ограду. Сам Конь резал воротные узоры. Но хозяину — немцу не понравилась пышная русская резьба. Не говоря ни слова, он ударил Коня и повернулся, чтобы уйти прочь. Федор Конь вспыхнул и, охваченный гневом, свалил немца на земь . Завязалась драка… Федор был обвинен в бунтовстве и безбожии. Хорошо зная, что его ждет суровое наказание, Федор Конь бежал из Москвы. Скрылся беженец в Болдинском монастыре около родного города Дорогобужа . Болдинский монастырь ко времени приезда в него Федора Коня был одним из богатейших на Руси. Монахи хотели обнести обитель камнем. Федору представилась возможность испробовать свои знания и опыт на большом деле каменного строения. Выделяясь познанием и смелостью художественной мысли Конь возглавил Монастырское строительство. Под руководством Федора Коня были построены собор с тремя алтарными нишами, монастырская звонница, трапезная с маленькой церковью при ней и рубленые дубовые стены. Но не долго спасался в монастыре Федор Конь. Он был вынужден покинуть его . Участие Федора Коня в строительстве Болдинского монастыря подтверждается многими исследователями русской архитектуры. Анализируя архитектурные детали Одигитриевской церкви Ивано-Предтеченского монастыря в Вязьме, нельзя не убедиться, что они сделаны рукой того же мастера, что и каменные постройки Болдинского монастыря.Одновременно с работами по возведению Ивано-Предтеченского монастыря Федору Коню было поручено строительство Вяземского городского собора, получившего впоследствии название Троицкого. Троицкий собор в Вязьме без существенных изменений сохранился до наших дней и свидетельствует о большом творческом даровании зодчего. Федор Конь ясно представлял себе какими должны быть русские крепости.