Упрёки по поводу упадка нравов внутри Церкви были слышны уже в XII в., причем сами обвинителями выступали и Папы (Иннокентий III), и канонизированные впоследствии праведники (св. Бернард). И внутри Церкви были те, кто пытался искоренить эти недостатки. Католическая реформа началась в Италии и Испании. В Испании в XV веке начались преобразования Церковной организации. Король Фердинанд Католик и королева Изабелла желали довести до конца начинания своих предшественников. Испания хотела иметь не столь зависимую от Рима Церковь, поскольку она, как считали многие, имела огромные заслуги перед Церковью в деле защиты Религии от иноверцев. При Фердинанде и Изабелле назначение на высокие Церковные посты стало происходить только с согласованием кандидатур с королевской властью, королевский суд был уполномочен принимать жалобы на злоупотребления духовного суда. За такие уступки королевская власть взяла на себя защиту Церкви от еретиков (этой цели служит новая организация инквизиции, подчиненная королю) и заботы о Церковной дисциплине. Все эти изменения, реформы не имели никакого отношения к протестантской реформации.
К концу XV века Католическая Церковь, несмотря на несомненные явления упадка, таила в себе ещё огромные запасы религиозной энергии. Существовало несколько спорных вопросов по поводу внутреннего устройства Церкви и ее жизни: проблема верховенства власти Соборов и Пап, многие были за ограничение власти Папы решениями Соборов; вопрос о национальных Церквях, защита национальных епископатов и монастырей от произвола Папской курии; вопрос об отношении к слишком развившейся обрядовой стороне (поставил этот вопрос Эразм Роттердамский) и к элементам нового гуманистического образования. К разрешению этих проблем Церковь приступила ещё до появления на сцене Лютера и достигла значительных успехов[2]. Протестантское движение не было главной причиной Католической реформации. Проблемы, существовавшие внутри института Церкви, были очевидны ещё раньше, и меры по изменению порядка также были предприняты ранее. Но Реформация Лютера поставила «новую и главную задачу: спасение Церковного единства в борьбе с ересью. Решение этой задачи сплеталось с прежними проблемами …»[2].