Франция – страна с давней традицией сильной центральной власти, которая
сочетается с деконцентрацией и децентрализацией, то есть перенесением части
тяжести государственного управления на периферийные государственные органы и
расширением прав местных органов власти. Радикальные реформы местного управления
были осуществлены в 80-х годах прошлого века.
Франция обладает довольно сложной административно-территориальной структурой.
Традиционно в качестве ее составных частей выступают (снизу вверх): коммуна,
кантон, округ, департамент и регион. Из этих пяти образований два – кантон и
округ – по сути дела не обладают органами общей администрации и, скорее,
выступают как территориальные пределы деятельности некоторых специальных
административных органов. Кроме них во Франции существует целый ряд других
специальных округов – это военные, судебные, школьные и другие округа, границы
которых не всегда совпадают с границами административно-территориальных единиц.
В современной Франции только коммуны, департаменты и регионы располагают
органами самоуправления и служат территориальной основой деятельности
самоуправляющихся территориальных коллективов.
Основные административно-территориальные единицы Франции – департамент и
коммуна – были созданы еще учредительным собранием в 1790 году. Что касается
департаментов, то главным критерием их формирования служила возможность каждого
жителя совершить путешествие из любого населенного пункта данного департамента в
административный центр и обратно в течение дня. С этим связаны и размеры
департаментов во Франции, и их сравнительно большое количество (свыше 90 только
на территории метрополии). Коммуны создавались на базе церковных приходов, и
поскольку в те времена абсолютное большинство составляли мелкие сельские
приходы, это предопределило возникновение большого числа мелких коммун. Однако
статус коммун был распространен и на городские центры. Это привело к тому, что
во Франции можно встретить вплоть до настоящего времени коммуны, насчитывающие
несколько десятков жителей, и коммуны крупных городских центров, которые
насчитывают миллионы жителей. потребности социально-экономического развития
привели к возникновению таких крупных административно-территориальных единиц как
регионы. Их создание в качестве объединения отдельных департаментов начинается в
1961 году. Однако попытка конституционно оформить разделение всей страны на
регионы путем вынесения соответствующего законопроекта на референдум в 1969 году
не получила поддержки у большинства населения. Несмотря на неодобрение проекта
создания регионов на референдуме, уже несколько лет спустя, в 1972 году, был
принят закон, придавший регионам статус юридического лица. В то же время вопрос
об их статусе как административно-территориальных единиц оставался открытым. И
только 2 марта 1982 года, с принятием Закона «О правах и свободах коммун,
департаментов и регионов» регион получил статус территориального коллектива, а
вся территория страны была разделена на регионы.